Бон (религия)

БОН (тибетский - bon), автохтонная религия тибетцев, родственная шаманизму Центральной и Северной Азии. Существуют различные варианты научной классификации бона, а также его исторической периодизации. Обычно выделяют «первоначальный бон», предполагавший населённость природы множеством вредоносных духов, которых умели умилостивлять шаманы (бонпо). Второй исторический период связывают со временем правления царской династии Тибета [по разным данным, 6 (или 7) – 9 века], когда формируется пантеон могущественных богов неба, воздуха и земли, возникают различные версии божественного происхождения тибетских царей. По-видимому, в этот же период складываются легенды о мифическом основоположнике бона - Шенрабе Мибо, который позднее был назван воплощением предвечного сострадания. На особых небесах (Олмо Лунгринг, что в стране Тациг) он получил дар Слова и изучил «нерождённый» Закон. Считается, что бон пришёл в Тибет с запада, из страны Шаншунг, простиравшейся от Хотана на севере до Мустанга на юге и от Гилгита на западе до озера Нам-Цо на востоке. С 9 века начинается третий период в истории бона, когда он развивается в тесном взаимодействии с буддизмом. Результатом взаимодействия стало приобретение сходства с ним: в религии бона появляются канонические тексты, храмы, монастыри и т. д. Как и буддийская школа ньингма, бон оперирует понятием девяти колесниц (пути развития способностей человека). Священным символом пути является свастика. В 1072 году был основан первый большой бонский монастырь. Бон ассимилирует также буддийские учения (в том числе сложнейший дзогчен), тантрические культы, идею земных воплощений божеств и учителей прошлого в действующих проповедниках. В настоящее время бон продолжают исповедовать в Тибете, Китае, а также в тибетских общинах, рассеянных по всему миру.

Лит.: Кычанов Е. И., Савицкий Л. С. Люди и боги страны снегов. Очерк истории Тибета и его культуры. М., 1975; Шарда Таши Гьялцен. Капли сердца Дхармакайи. Практика Дзычен традиции Бон. М., 1996; Намкай Норбу. Друнг, Дэу и Бон. М., 1998.

В. П. Андросов.