Бонхёффер Дитрих

БОНХЁФФЕР (Bonhoeffer) Дитрих [4.2.1906, Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) - 9.4.1945, концлагерь Флоссенбюрг], протестантский теолог, религиозный мыслитель, лютеранский пастор.

В 1923 году поступил на теологический факультет Тюбингенского университета; в 1924-30 годах учился в Берлине; в 1930 году стажировался в семинарии в Нью-Йорке. В 1931-33 годах преподавал систематическую теологию в Берлинском университете. В 1934-35 годах служил пастором в Лондоне. В 1935 году вернулся в Германию, где присоединился к «Исповеднической церкви» (немецкий Bekennende Kirche), созданной весной 1934 года на основе, так называемой Чрезвычайной пасторской лиги (лидер лиги - М. Нимёллер) и заявившей о недопустимости вмешательства государства в церковные дела, о неизменности авторитета Библии (так называемая Барменская декларация; май 1934 года). В 1938 году Бонхёфферу было запрещено преподавать, проповедовать и публиковать труды. С 1939 года участник немецкого Движения Сопротивления, а также заговора и неудавшегося покушения на А. Гитлера; в 1943 году был арестован и затем казнён.

Известность Бонхёфферу принесли его письма из тюрьмы, объединённые после войны в книгу «Сопротивление и покорность» («Widerstand und Ergebung», 1951, русский перевод 1994), а также другие сочинения. Главным в христианстве (вслед за К. Бартом) Бонхёффер считал веру; веру как ответ на «обращённое к человеку Слово Божие, Откровение Бога в Иисусе из Назарета», как «решение» (радикальное изменение жизни), но не как «религию», под которой он понимал объективацию Бога и Его Откровения в культовой практике. По мнению Бонхёффера, христианский Бог, в отличие от богов языческих, слаб и бессилен в мире, он «позволяет вытеснить себя из мира на Крест». Но именно в этом осуществляется его помощь каждому человеку в достижении самостоятельности жизни вне «религиозного алиби».

Реклама

Осознавший себя «совершеннолетним» человек стоит перед Богом без посредника в виде религии, которую Бонхёффер считал делом рук человеческих. В этом Бонхёффер видит не «отпадение от Бога», а очищение веры, в том числе и от её религиозной интерпретации. Теология Бонхёффера представляет собой осмысление опыта секуляризации. Для современного человека, живущего в светском обществе, проблемой является не «миф», от которого Р. Бультман стремился освободить Евангелие, а сама религия с её концепцией трансцендентного Бога и чуда. «Религиозное» христианство отгораживает церковь от окружающего мира и его проблем, в то время как ей не пристало быть озабоченной лишь своими собственными делами, - она должна служить миру. По мнению Бонхёффера, сбросив религию как свою внешнюю оболочку, отказавшись от признания «априорной религиозности» людей, христианство преодолеет «религиозность» и станет «безрелигиозным», нужным человеку не только в минуты его слабости.

Идеи Бонхёффера оказали огромное воздействие на христианскую мысль Запада 2-й половины 20 века, проложили дорогу формировавшимся в 1960-е годы так называемым теологиям родительного падежа (теологии надежды, теологии истории, теологии культуры, теологии освобождения) и «теологии смерти Бога».

Соч.: Gesammelte Schriften. Мünch., 1958-1974. Bd 1-6.

Лит.: Гараджа В. И. Д. Бонхёффер: Сопротивление и покорность // От Лютера до Вайцзеккера: Великие протестантские мыслители Германии. М., 1994; Bethge Е. D. Bonhoeffer: Theologe-Christ-Zeitgenosse. 8. Aufl. Darmstadt, 2004.

В. И. Гараджа.