Боратынский Евгений Абрамович

Боратынский (Баратынский) Евгений Абрамович БОРАТЫНСКИЙ (Баратынский) Евгений Абрамович [19.2(3.3).1800, село Вяжля Кирсановского уезда Тамбовской губернии - 29.6(11.7).1844, Неаполь; похоронен в Санкт-Петербурге, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры], русский поэт. Воспитывался в петербургском Пажеском корпусе (1812-16), откуда был исключён с запретом иной службы, кроме солдатской. Формально не лишённый дворянских прав, он фактически не имел возможности их подтвердить до тех пор, пока не выслужит офицерский чин. В 1819 году Боратынский вступил рядовым в гвардию и в течение года жил в Санкт-Петербурге, где познакомился с А. А. Дельвигом, который напечатал его первые стихотворные опыты [«Мадригал. Пожилой женщине и всё ещё прекрасной» (журнал «Благонамеренный», 1819, часть 5, № 4) и др.]. Издатели журналов, где публиковались произведения Боратынского, печатали его фамилию с «а» в первом слоге (Баратынский), создав тем самым специфический литературный псевдоним; это обыкновение сохранялось и при оформлении обложек отдельных изданий стихотворений и поэм Боратынского. Только в 1842 году, когда поэт сам следил за подготовкой к печати книги «Сумерки», его фамилия была означена на обложке, как он сам её писал (Боратынский).

Реклама

В 1820 году Боратынский был переведён унтер-офицером в армейский полк, расквартированный в Финляндии. Полковая служба не была обременительна для Боратынского, но годы, проведённые без права самостоятельного выбора образа жизни, наложили тяжёлый отпечаток на его самосознание и поэзию, усилив и без того свойственные ему склонность к унынию, рефлексию об утрате лучших душевных свойств (элегии 1820-х годы: «Финляндия», «Признание», «Разуверение»). Несмотря на многократные ходатайства, Александр I только в 1825 году подписал указ о производстве Боратынского в прапорщики.

Боратынский (Баратынский) Евгений Абрамович После выхода в отставку и женитьбы (1826) Боратынский поселился в Москве, ограничив жизнь семейным кругом. Несколько лет он продолжал деятельную литературную жизнь, выпустив в свет четыре поэмы («Эда», «Пиры», обе 1826; «Бал», 1828; «Наложница», 1831, заглавие поздней редакции - «Цыганка») и два собрания сочинений с одинаковым заглавием «Стихотворения Евгения Баратынского» [1827; 1835 (в 2 частях)]. В начале 1830-х годов дружеский литературный круг Боратынского распался (умер А. А. Дельвиг, сократилось общение с А. С. Пушкиным и П. А. Вяземским, прервались отношения с И. В. Киреевским), он стал писать реже, в стихах усилились пессимистические настроения. В сборник «Сумерки. Сочинение Евгения Боратынского» (1842) вошло 26 стихотворений - почти всё, сочинённое им за последние 7 лет (в том числе «Последний поэт», 1835, «Осень», 1837, «Приметы», 1840, «Скульптор», 1841). В стихотворениях цикла «Сумерки» говорится о противоречии между душевными состояниями и интеллектуальной рефлексией (желание полноты бытия и понимание бесплодности её поисков; творческое упоение художника, способного силой своей фантазии покорить материальный мир, и осознание невластности человека над своим «болящим духом» и др.). Однако если в более ранних стихотворениях Боратынского это противоречие определяло судьбу, прежде всего самого Боратынского как поэта и мыслящего человека, то в «Сумерках» оно предстаёт общим свойством человеческого бытия.

Принципиально не примыкая в последние годы жизни ни к одной из литературных группировок, он «шёл своей дорогой один и независим» (А. С. Пушкин). Отдельные стихотворения Боратынского 2-й половина 1830-х - начало 1840-х годов («Недоносок», «Всегда и в пурпуре и злате...», «Ещё как Патриарх не древен я; моей...») отличаются усложнённой образностью, не свойственной лирической поэтике его времени. В 1843 году Боратынский отправился с семьёй в заграничное путешествие, во время которого скоропостижно умер в Неаполе. Его последнее стихотворение «Пироскаф» (1844) выражает нехарактерное для его поэзии бодрое упоение настоящим моментом и надежду на лучшее будущее.

Соч.: Полн. собр. стихотворений / Под редакцией Е. Купреяновой и И. Н. Медведевой. Л., 1936. Т. 1-2; Стихотворения. Поэмы / Под редакцией Л. Г. Фризмана. М., 1982; Полн. собр. сочинение и писем. М., 2002-. Т. 1; Т. 2. Ч. 1-.

Лит.: Фризман Л. Г. Творческий путь Баратынского. М., 1966; Хетсо Г. Е. Баратынский. Жизнь и творчество. Oslo, 1973; Песков А. М. Боратынский: Истинная повесть. М., 1990; Летопись жизни и творчества Е. А. Боратынского/Сост. А. М. Песков. М., 1998.

А. М. Песков.