Борoрo

Борoрo БОРОРО (самоназвание - boe), индейский народ в Бразилии (в основном на юго-востоке штата Мату-Гросу) и Боливии. Численность 0,9 тысяч человек (2005, оценка). Говорят на язык бороро (бое) борорской семьи, возможно, относящейся к макро-же языкам. Письменность на основе латинской графики. Распространён также португальский язык Особенности физического строения (высокий рост, массивный череп и др.) отличают бороро от большинства индейцев центральной Бразилии и сближают с населением патагонской пампы (так называемые пампиды). Часть бороро - католики, остальные сохраняют традиционные верования.

Предки бороро связаны с археологической культурой уру (9-10 века), близкой к предковой для индейцев же культуре арату: они перешли к оседлому образу жизни, выращивали горький маниок, поселения состояли из 1-3 колец построек диаметром до 500 м. Во 2-й половине 17 - 1-й половине 18 века бороро под влиянием тупи перешли к выращиванию кукурузы. Первые контакты с европейцами (иезуитскими миссионерами) в 17 веке, интенсивные - с середины 18 века в связи с открытием месторождений золота. До 19 века занимали территорию между верховьями рек Гуапоре и Арагуая. Европейская колонизация привела к разделению на западных и  восточных бороро. Западные бороро в основном ассимилированы к началу 20 века. Северная группа западных бороро (умутина, самоназвание - балориэ, язык - умутина, родственный бороро) отличалась долихокефалией и сильным развитием бороды; ассимилирована в 1950-60-х годах Восточные бороро до середины 19 века находились в изоляции, до 1887 года оказывали вооруженное сопротивление колонизации, после подавления которого были созданы 5 резерваций (индейских территорий); небольшая группа живёт совместно с шаванте в силезианской миссии Санградоуру на северо-востоке Мату-Гросу.

Реклама

Традиционная культура типична для индейцев тропических лесов и саванн Южной Америки. Занимаются ручным подсечно-огневым земледелием (кукуруза, горький и сладкий маниок и др.), охотой, собирательством, рыболовством. Современные бороро занимаются в основном работой по найму. Мужская одежда - фаллокрипт (получаемый юношей при инициации), во время церемоний - пояс из коры со знаками, указывающими на родовую принадлежность; из перьев делали головные уборы, ушные и губные втулки. Традиционное жилище - длинный дом без стен, в котором проживает расширенная семья. В центре дома горит общий огонь, отправляются ритуалы и тому подобное. Поселение имеет кольцевую планировку, делится на половины, занимаемые экзогамными фратриями (Экзерае и Тугареге). В центре поселения - мужской дом (байто). Поселение возглавляется вождём (бое эймежера), имеет шамана (бари) и руководителя погребально-поминального культа (арое этавараре). Сохраняется деление на матрилинейные тотемные линиджи (во главе со старейшинами), объединяющиеся в кланы. Брак матрилокальный. Известна богатая мифология. Основные обряды - погребально-поминальные (практикуется вторичное погребение) и инициации мальчиков (с шествиями в костюмах тотемов, до середины 20 века - с применением гуделок) - недоступны для женщин.

Лит.: Albisetti С., Venturelli А.J. Encyclopédie Bororo. Campo Grande, 1962. Vol. 1; Lowie R. Н. The Bororo // Handbook of South American Indians. N. Y., 1963. Vol. 1; Folk literature of the Bororo Indians. Los Ang., 1983; Crocker J. Ch. Vital souls: Bororo cosmology, natural symbolism, and shamanism. Tucson, 1985; Bordignon М. Os Bororo na historia do Centro-Oeste brasiliero. Campo Grande, 1986; Oliveira S. G. G. Bororo: identidade em construçâо. Campo Grande, 1994.

Ю. Е. Берёзкин.