Боровиковский Владимир Лукич

Боровиковский Владимир ЛукичБОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич [24.7(4.8).1757, Миргород - 6( 18).4.1825, Санкт-Петербург], российский живописец, академик (1795) и советник (с 1802) петербургской Академии Художеств. До 1788 года жил в Миргороде, учился у отца, иконописца Луки Ивановича Боровиковского (Боровика) (? - 1775); исполнял иконы (для Троицкой церкви в Миргороде, 1784) и портреты, во многом ещё близкие традициям украинского искусства допетровского времени. С конца 1788 года жил в Санкт-Петербурге, где пользовался вначале советами Д. Г. Левицкого, а с 1792 года занимался у австрийского художник И. Б. Лампи Старшего. Был близок к крупнейшим деятелям русской культуры своего времени - писателю В. В. Капнисту, поэту Г. Р. Державину, архитектору Н. А. Львову. С начала 1790-х годов наряду с иконами (для собора Борисоглебского монастыря в Торжке, 1790-1792; для собора в Могилёве, 1793-94, и др.) писал миниатюры (портрет В. В. Капниста, ГРМ) и близкие к ним по характеру исполнения интимные портреты («Лизынька и Дашинька», 1794; «Торжковская крестьянка Христинья», около 1795, оба - в ГТГ), в которых разрабатывал в противовес официальному сословному портрету тип изображения «частного» человека с его прирождёнными склонностями, простыми чувствами, наиболее полно раскрывающимися в непринуждённой обстановке домашнего интерьера или в пейзажном окружении. В образной и художественный системе Боровиковского нашли отражение черты сентиментализма, особенно ярко проявившиеся в женских портретах 1790-х - начала 1800-х годов, в которых свежо и живо схваченный индивидуальный облик модели сочетается с общим идиллическим настроением, нежным и блёклым колоритом: О. К. Филипповой (1790, ГРМ), «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794), М. И. Лопухиной (1797), сестёр А. Г. и В. Г. Гагариных (1802, все - в ГТГ). С конца 18 века работы Боровиковского под влиянием классицизма становятся более сдержанными по настроению и сухими по живописи - портреты генерал-майора Ф. А. Боровского (1799, ГРМ), Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена (1800, там же), вице-канцлера князя А. Б. Куракина (1801-1802, ГТГ), княгини М. И. Долгорукой (1811, там же). В 1802 году вступил в масонскую ложу; с 1819 года был членом «Духовного союза» Е. Ф. Татариновой. В последние годы жизни занимался преимущественно религиозной живописью (иконы для Казанского собора в Санкт-Петербурге, 1804-11; для Покровской церкви в селе Романовна Черниговской губернии, 1814-15; иконостас Троицкой церкви на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге, 1824-25, ныне в ГРМ). Среди учеников Боровиковского - А. Г. Венецианов.

Реклама

Лит.: Алексеева Т. В. В. Л. Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII-XIX в. М., 1975; Чижова И. Б. Судьба придворного художника: В. Л. Боровиковский в Петербурге. СПб., 2001; Маркина Л. В. Боровиковский. М., 2003.