Бошняки

БОШНЯКИ (боснийцы, боснийские мусульмане; самоназвания - bosnjaci, muslimane), славянский народ в Боснии и Герцеговине. Численность 1,9 миллиона человек (2005 год, оценка). Живут также в области Санджак в Сербии (155,6 тысяч человек – 2002 год, перепись) и Черногории (92 тысячи человек – 2003 год, перепись), Македонии (17 тысяч человек – 2002 год, перепись), Хорватии (20,8 тысяч человек – 2001 год, перепись), Австрии (35 тысяч человек – 2001 год, перепись), Турции (30 тысяч человек), США (30 тысяч человек). Общая численность свыше 2,3 миллионов человек. Говорят на боснийском (босанском) языке. Верующие - мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба, есть христиане и иудеи.

Бошняки Этническая основа бошняков - славянское население Боснии и Герцеговины, принявшее ислам во время османского завоевания (1463-82 годы) и в последующий период. В их состав влились также иноэтнические мусульманские группы: турки, арабы, курды, выходцы с Кавказа и южнославянских земель. Назв. «бошняки» официально принято в 1993 году, до этого их именовали неопределившимися мусульманами, неопределившимися югославами, Мусульманами (в смысле этнической принадлежности в отличие от религиозной писали с прописной буквы). Традиционная культура типична для народов Юго-Восточной Европы, испытала сильное влияние народов Передней Азии: в архитектуре городов (выступающие верхние этажи домов, крытые галереи, глухие каменные ограды, ремесленные кварталы, базары-чаршии, турецкие бани) и сёл (деление на кварталы-махалы, мечеть с кладбищем в центре), планировке жилищ (деление дома на мужскую и женскую половины, закрытые дворики) и их интерьере (низкая мебель, ковры, нарядная посуда, места для омовений в спальнях), одежде (фески, широкие пояса у мужчин, шаровары-димие, жилеты-антерия; обычай закрывать лицо у женщин соблюдался в основном в городах, но официально был отменён только в 1950 году), кухне (пловы, блюда из баранины, сладкие каши с сиропом, восточные сладости, кофе), семейной жизни (такие обычаи, как многожёнство, браки между родственниками, были распространены только среди знати). Сохраняются некоторые христианские обычаи (зажигание бадняка на Рождество, скотоводческие обряды на Преображение и др.). Были развиты кузнечное, оружейное, шорное, гончарное, ювелирное ремёсла, ковроткачество, золотое шитьё, плетение кружев.

Реклама

Устное творчество. Среди фольклорных жанров - сказки и притчи (в том числе цикл о Ходже Насреддине). Песни, танцы (в том числе круговой танец коло), инструментальная музыка сельской традиции имеют славянскую основу (систему жанров и др.). В сёлах популярны героические юнацкие песни, в отдалённых местностях встречались мастера сольного эпического пения (южнославянская традиция пения в сопровождении гуслы). Распространено многоголосие (локально встречается архаическое 2-голосие с секундовой основой, в северо-западной Боснии - «девичьи песни» со скрещивающимися голосами). В горных районах едва ли не каждое село имеет свой стиль пения, разнообразием звукоизвлечения отличается пение пастухов (в том числе «ойканье»); характерны аэрофоны. В городской традиции сказалось влияние, опосредованно связанное с мусульманской культурой (музицируют главным образом в доме, пение исключительно одноголосное, в ходу струнные инструменты и др.). Среди инструментов: флейты (в том числе парные - «двойнице»), трубы, язычковые (рожок, волынка, зурна), однострунный смычковый (гусла), щипковые (тамбура, саз, шаргия), мембранофоны (в том числе барабан «бубань»), идиофоны.

Лит.: Culic Z. Narodne nosnje u Bosni i Hercegovini. Sarajevo, 1963; Kadic М. Starinska seoska kuca u Bosni i Hercegovini. Sarajevo, 1967; Bosansko-Hercegovacka muzika // Muzicka Enciklopedija. Zagreb, 1971. Kn. 1; Krzisnik-Bucic V. Bosanska identiteta. Sarajevo, 1997; Bojic М. Historija Bosne i Bosnjaka. Sarajevo, 2001; Basic G. Polozaj Bosnjaka u Sandzaku. Beograd, 2002.

М. Ю. Мартынова.