Боссюэ Жак Бенинь
БОССЮЭ (Bossuet) Жак Бенинь (25 или 27.9.1627, Дижон - 12.4.1704, Париж), французский церковный деятель, теолог, политик, историк, писатель; епископ. Происходил из «новых» дворян, известных службой в провинциальных парламентах и городских магистратурах. До 15 лет обучался в Дижоне, в иезуитской коллегии (коллеже). С 1642 года продолжил обучение в Париже, в Коллеже Наварры; в 1652 году стал доктором теологии, принял сан; вскоре поселился в г. Мец. Хотя Боссюэ до 1669 года принадлежал к духовенству Меца, в 1656-59 годах он часто жил в Париже, а после 1660 года практически не покидал его. С 1661 года Боссюэ - проповедник при дворе короля Людовика XIV (читал проповеди в дворцовой Святой Капелле в Париже); в 1670 году назначен наставником дофина (наследника престола), что во многом обусловило его избрание во Французскую академию; в 1681 году Боссюэ стал епископом Mo (занимал эту кафедру до самой кончины). В 1681-82 годах участвовал во внеочередной Всеобщей ассамблее французского духовенства, созванной для разрешения Галликанского противостояния. Боссюэ - автор «Декларации галликанского духовенства о церковной власти» («Декларация четырёх статей»; французский «Déclaration les quatre articles», 1682). Согласно её статьям, король Франции признавался независимым от Рима в светских вопросах; решения папы не могли считаться непогрешимыми без одобрения их всей Церковью.
Реклама
Ранняя книга Боссюэ «Опровержение катехизиса Поля Ферри» («Réfutation du catéchisme du Sr. Paul Ferry», 1655) явилась итогом полемики с представителями протестантской общины Меца. В работе «Толкование доктрины католической церкви по причинам разногласия» («Exposition de la doctrine de l’église catholique sur les matières de controverse», 1671) Боссюэ, полемизируя с протестантами, обосновывает истинность вероучения католической церкви. Основной политической трактат Боссюэ - «Политика, извлечённая из Священного Писания» («Politique tiréе des propres paroles de l’Écriture Sainte», 1709). В нём Боссюэ отстаивал идею Божественного происхождения власти монарха, рассматривал историческое развитие как осуществление Божественного предначертания. Абсолютизм как форму правления, подчинённую разумному началу, Боссюэ отличал от деспотизма, указывая на ответственность суверена перед своими подданными. Анализу общих причин исторических событий, а также истории протестантизма Боссюэ посвятил сочинения «Рассуждения о всеобщей истории» («Discours sur l’histoire universelle», 1681) и «История изменений протестантских церквей» («Histoire des variations des églises protestantes», 1688). «Посмертные речи» («Oraisons funèbres», 1669, опубликованы после 1681), панегирики, произнесённые Боссюэ на смерть известных людей того времени - Генриетты Марии Французской, Анны де Гонзага и др., являются шедеврами ораторского искусства, образцами французской классической прозы. Исторические труды Боссюэ подверглись критике просветителей 18 века (Ш. Л. Монтескьё, Вольтера).
Соч.: Œuvres complètes. Р., 1868. Vol. 1-12; Œuvres oratoires. Р., 1914-1926. Vol. 1-7. Лит.: Lanson G. Bossuet. Р., 1919; Le Brun J. La spiritualité de Bossuet. Р., 1972.
В. Н. Малов, С. Л. Плешкова.