Бот

БОТ (от голландского boot - шлюпка, судно), общее название небольших (водоизмещением до 150 т) гребных, парусных или моторных судов различного назначения (промысловые, водолазные, спасательные, пожарные, лоцманские, десантные, транспортные и др.). Из-за ограниченной мореходности используются только в прибрежных районах моря. Термин «бот» появился в Европе в средние века и первоначально обозначал любую речную лодку. В 17-19 веках ботами стали называть небольшие гребные или парусные одномачтовые суда длиной 11-18 м и шириной 3-4,5 м с косым парусом, предназначенные для снабжения стоящих на рейде судов, для разведки, десантных операций и тому подобное. Большие боты строились палубными водоизмещением до 60-80 т, с экипажем до 36-40 человек. Военные боты имели от 2 до 20 пушек, в основном фальконеты. В России боты известны с 15-16 века. Национальной морской реликвией является «Ботик Петра I» - небольшой бот, на котором юный царь в 1688 году учился ходить под парусами. Это было дубовое парусно-гребное судно, украшенное декоративной резьбой, днище обито медными листами. Бот вошёл в историю как «дедушка русского флота». Хранится в Санкт-Петербурге в Центральном военно-морском музее.