Ботлихцы

БОТЛИХЦЫ (самоназвание - буйхади, андийское - болъидирал, аварский - балъахъал), один из андийских народов в России (Дагестан, Ботлихский район). Живут в основном в сёлах Ботлих и Миарсо (долина реки Андийское Койсу). Численность свыше 4 тысяч человек (2002, оценка; по переписи 2002 - 16 человек). Говорят на ботлихском языке, владеют также русским и аварским языками. Верующие - мусульмане-сунниты, в основном шафиитского мазхаба.

Вероятно, ботлихцы входили в Дидойский союз (смотри в статье Цезские народы), после его распада - в Технуцальский союз сельских общин. В 15-16 веках из Хунзаха распространяется ислам. В 1861 году село Ботлих стало центром Андийского округа Дагестанской области, в 1891  году здесь открывается первое в Нагорном Дагестане светское училище. Традиционная культура типична для народов Кавказа. Традиционные занятия - террасное поливное пашенное земледелие, садоводство, виноградарство; скотоводство развито слабо. Были распространены валяние шерсти (войлок, сукно), обработка кожи, резьба по дереву и камню (орнамент жилищ), торговля (в том числе с Закавказьем и Персией); существовали профессиональные торговцы-базарганы. До 1930-х годов сохранялись преимущественно эндогамные родственные объединения-тухумы. В прошлом село Ботлих делилось на 7-8 самоуправляющихся тухумных кварталов, каждый - со своей боевой башней-шеба, площадью-годеканом и кладбищем. Характерен высокий женский головной убор - «рогатая» чухта. Традиционные праздники - Первой борозды (Унса Эти), весенний праздник Чагьва, обряды вызывания дождя и солнца. Среди ботлихцев есть представители интеллигенции, военные, государственные деятели.

Реклама

Устное творчество близко аварскому. Преобладает вокальная традиция, музыка исключительно одноголосна. Сохранились архаические песни, связанные с поклонением местным божествам, календарно-обрядовые, семейно-обрядовые (плачи-причитания, колыбельные, величальные) песни, наиболее распространены лирические песни, песни о героях. Традиционные музыкальные  инструменты: 2-струнный щипковый пандура (аккомпанирующий инструмент, на нём играли мужчины, в том числе сопровождая пение девушек) и смычковый чагана. Бытуют также заимствованные инструменты: зурна с барабаном, балалайка, гармоника; исполнители на них в 20 веке пользовались популярностью.

Лит.: Керимов С. Музыкальная культура Дагестанской АССР // Музыкальная культура автономных республик РСФСР. М., 1957; Алимова Б. М., Магомедов Д. М. Ботлихцы // Народы Дагестана. М., 2002.

Г. А. Сергеева; М. И. Шилакадзе (устное творчество).