Бойчук Михаил Львович

БОЙЧУК Михаил Львович [18(30).10.1882, село Романовка, Тернопольское воеводство - 13.7.1939, Киев], украинский живописец. Учился в краковской (1899-1905), затем в мюнхенской (1906-07) Академии Художеств. В 1907-10 годах жил в Париже (где был дружен с Д. Риверой), в 1910-11 годах путешествовал по Италии. Затем реставрировал средневековые фрески и иконы во Львове. В 1914-17 годах был интернирован на Урале как австрийский подданный, с 1917 года обосновался в Киеве.

Один из крупнейших мастеров украинского авангардизма, Бойчук работал преимущественно в сфере монументальной живописи, призывал к решительному обновлению национального искусства. Используя традиции византийских и раннеренессансных росписей, народного искусства, а также приёмы футуризма, соединял в своём творчестве «вечные темы» (материнство, труд, человек и земля) с острым чувством современности. В круг «бойчукистов» (учеников и последователей Бойчука) входили его брат, живописец Тимофей Бойчук (1896-1922), жена, польская художница Зофья Налепинская-Бойчук (1884-1938 или 1939), а также И. И. Падалка, В. Ф. Седляр и др. Среди их важнейших коллективных работ - фрески в киевских Луцких казармах (1919) и Кооперативном институте (1922-23), в санатории на Хаджибеевском лимане в Одессе (1928-1933), росписи в харьковском Краснозаводском театре (1933-35). Все монументальные работы мастера и его учеников были уничтожены и до нас не дошли. Искусство этой группы предопределило программу «Ассоциации революционного искусства Украины» (1925-32). Бойчук исполнял также портреты (писателя С. Жеромского, 1904, Музей Жеромского, Налечив в Польше, и др.) и жанровые картины. Преподавал в Украинской Академии Художеств (1919-22) и Киевском художественном институте (1924-36). Был репрессирован (расстрелян); реабилитирован посмертно.

Лит.: Лебедева В. Школа фресковой живописи на Украине в первое десятилетие Советской власти // Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры. М., 1973; Укpaiнcький авангард 1910-1930 років (Альбом). КИЇВ, 1996.

М. Н. Соколов.