Брахман

БРАХМАН (санскрит), в древнеиндийском религиозном умозрении и исходящих из него философских учениях высшая реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир. Вместе с тем всё, что есть в мире, разрушается, растворяясь в брахмане; сам же он - вне времени и пространства, вне причинно-следственных отношений, свободен от качеств и действия, внеположен явленному (феноменальному) миру и невыразим в положительных терминах и рамках какой-либо частичной логики. Поэтому чаще всего брахман определяется отрицательно - немыслимый, невидимый, неслышимый, непознаваемый, неизменяемый, непроявленный, нерождённый, лишённый образа, безначальный, бесконечный, «ни то, ни то» (neti, neti) и тому подобное. Не постигаемый обычным сознанием или рационально-умозрительными способами, брахман открывается лишь высшей религиозной интуиции (анубхава), опирающейся на тексты Откровения (Шрути).

В древнейших текстах Вед слово «брахман» относится еще, скорее к сфере ритуальных понятий (молитва, сакральная формула). Умозрительная концепция универсального брахмана сформулирована в ранних Упанишадах. брахман становится единой абсолютной реальностью, исполненной высшего смысла. Вне брахмана ничего нет, но всё, что есть в бытии, в жизни, заключено в брахмане как в зародыше (хираньягарбха, буквально - золотой зародыш), из которого разворачивается весь явленный мир: «Существует два образа брахмана - воплощённый и невоплощённый, смертный и бессмертный, неподвижный и двигающийся, существующий и истинный» (Брихадараньяка-упанишада, II, 3, 1). В адвайта-веданте первый образ становится Сагуна-брахман, или брахман, «наделённым качествами», как его представляют в ритуале и в обычном размышлении; второй - Ниргуна-брахман, или брахман без качеств и атрибутов, неизменным Абсолютом, бытием-сознанием. Сагуна-брахман - это преломление высшего бескачественного брахмана в майе-авидье (иллюзии-неведении), Ишвара, или персонифицированный Бог, создающий, поддерживающий и разрушающий мир. В других школах веданты Сагуна-брахман отождествляется с Вишну (вишишта-адвайта) или Кришной (двайта) и становится объектом эмоционального поклонения (бхакти).

Реклама

Истинная универсальность брахмана достигается через осознание им самого себя, обретение субъективного аспекта в самопознании, что составляет учение о тождестве брахмана и атмана, объекта и субъекта, мира и души (индивида), выражающееся в формулах «этот атман есть брахман», «это брахман, это атман», «я есмь брахман», и как итог в наиболее абстрактной форме: «ты - есть то» («tat tvam asi»). При всём этом брахман соотносителен атману и отнюдь не всегда тождествен ему. Реальность брахмана явлена как бесконечное сознание (джняна) себя самого и как высшее блаженство (ананда).

Лит.: Thieme Р. Brahman // Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft. 1952. Bd 102; Топоров В. Н. О брахмане. К истокам концепции // Проблемы истории языков и культуры народов Индии. М., 1974; Renou L. Sur la notion de brâhman // Renou L. L’Inde Fondamentale. Р., 1978. См. также литературу при статьях Адвайта-веданта, Веданта.

В. Н. Топоров.