Брассаи

Брассаи БРАССАИ (Brassaï; настоящие имя и фамилия Дьюла Халас, Halasz) [9.9.1899, Кронштадт, Трансильвания (ныне - Брашов, Румыния) - 7.7.1984, Больё-сюр-Мер, Приморские Альпы], венгерский и французский фотограф и писатель. Обучался живописи в Академии Художеств в Будапеште ( 1918-19 годы), затем в Берлине (1921-22 годы). С 1924 года жил в Париже, работал как журналист (с 1929 года фотожурналист; в 1932 году взял псевдоним Брассаи, от названия родного города). Был дружен со многими представителями парижской художественной элиты, в том числе с Л. Мохой-Надем, А. Джакометти, Мэн Реем, А. Бретоном, П. Элюаром, П. Реверди. На характер его работ повлияли Э. Атже, Г. Миллер, также искусство сюрреализма. Главная тема творчества - жизнь парижских улиц, ночных бистро, отелей, увеселительных заведений. Особый колорит, живость и таинственность его фотографиям ночного Парижа придаёт съёмка при освещении от уличных фонарей и окон, витрин и ламп. Один из основателей французской Синематеки (1936 год). Оставил много фотопортретов (С. Дали, Ж. Брака, П. Боннара, С. Беккета, Э. Ионеско, О. Мессиана; серия «П. Пикассо в ателье» и др.). В 1944 году запечатлел на фотографиях освобождение Парижа. После 2-й мировой войны сотрудничал с журналом «Харперс базар» («Harper’s Bazaar») и др. Занимался сценографией, графикой, скульптурой, снимал кино, писал и издавал книги со своими фотографиями: «Ночной Париж» («Paris de nuit», 1933 год), «Разговоры с Пикассо» («Conversations avec Picasso», 1964 год; обе переизданы в 1987 году); посвящённые Г. Миллеру («Henry Miller grandeur nature», 1975 год; «Henry Miller rocher heureux», 1978 год); «Тайный Париж 30-х годов» («Le Paris secret des années 30», 1976 год); «Художники моей жизни» («Les artistes de ma vie», 1982 год); отдельной книгой выпустил свои фотографии граффити на парижских стенах («Graffiti», 1960 год).

Лит.: Modiano Р. Paris tendresse. Р., 1990; Grenier R. Brassaï. Р., 2000.

А. Н. Лаврентьев.