Бразильцы

БРАЗИЛЬЦЫ (самоназвание - brasilieros), народ, основное население Бразилии. Численность 176,3 миллионов человек (2005 год, оценка). Говорят на бразильском варианте португальского языка. Распространён также испанский язык, среди индейцев и метисов - лингуа жерал (на основе языка тупинамба), среди негров - языки мбунду (подгруппы банту языков) и йоруба, среди негров, части метисов и белых - негритянский вариант португальского языка (каипира). Верующие в основном католики (73,6%), протестанты (15,4%; баптисты, методисты и др.), есть последователи вуду (0,3%) и других синкретических культов.

Бразильцы Коренное население страны - индейцы, относящиеся к группам тупи (в том числе тупинамба), же, араваков, карибов, яномама и др., занимавшиеся к началу португальской колонизации (начало 16 века) подсечно-огневым земледелием (маниок, картофель) и охотой. Наиболее зажиточные португальские колонисты - главным образом крупные землевладельцы - селились в основном на севере Бразилии, на юге преобладали выходцы из бедных районов Южной Португалии; до середины 19 века белые здесь составляли меньшинство. Среди белых различали иммигрантов из Португалии (рейнос) и местных уроженцев (креолы-криолуш; позднее термин был перенесён на местных негров). До середины 18 века среди индейцев активно действовали иезуитские миссионеры, крещёные индейцы сселялись в посёлки при миссиях (редукции). Для бразильцев характерна ранняя метисация иммигрантов. Португало-индейские метисы на севере (кабокло) занимались в основном земледелием, на юге (мамелуко) - жили в городах, были активными участниками военных экспедиций (бандейрас) во внутренние районы (сертаны). Метисы, живущие в сертанах (сертанежу), были в основном пастухами в скотоводческих хозяйствах белых. В степях Южной Бразилии (штат Риу-Гранди-ду-Сул) к концу 16 века сформировалась метисная группа конных скотоводов-гаушу. С развитием с середины 16 века плантационного хозяйства началось обращение индейцев в рабство (запрещено в 1680 году) и ввоз рабов из Африки (в основном из Конго, Анголы, с Гвинейского побережья); африканцы (банту, йоруба, эве, акан, хауса) объединялись в этнические группы (насоинш - ‘народы’). С конца 17 века чёрные рабы заменили индейцев на плантациях и рудниках; в городах северо-востока особую группу составляли негры-мусульмане - в основном представители «свободных профессий» (учителя, врачи, ремесленники), ранее других освободившиеся от рабства. Сложилась расово-социальная иерархия: высшие ступени занимали белые, следующие - метисы и мулаты, затем - кафузо (потомки индейцев и африканцев), и наконец, - негры-рабы; принадлежность к группе часто определялась не по расовому, а по социальному признаку. В 19 веке среди торговцев, ремесленников, интеллигенции сложилась группа бранко («белые»), в состав которой входили также метисы и мулаты; бранко стояли ниже, чем «чистые» белые - государственные чиновники, латифундисты, крупные торговцы.

Реклама

В 19 веке и особенно после ликвидации работорговли (законы 1831 года и 1850 года) и отмены рабства (1888 год) на юг Бразилии стали прибывать выходцы из Европы. Немцы, поляки образовывали замкнутые колонии и землячества, итальянцы, испанцы и португальцы в основном включались в состав белых. В 20 веке иммиграция из Европы (в основном итальянцы, португальцы и испанцы), с 1920-х годов - также из Азии (большую часть японцы), усилилась. В 1930-е годы вышли законы, ограничивающие иммиграцию. Тогда же и особенно с 1960-х годов усилилась иммиграция в города из деревень за счёт образования трущоб-фавел (часто путём «вторжения» - захвата незастроенного участка), основное население которых составляли негры и мулаты. В городах из потомков бранко, кабокло, негров и мулатов, европейцев и азиат, иммигрантов образовалась смешанная группа пардо («бурый»). В 1930-50-е годы среди зажиточных негров и мулатов юга возникло националистическое движение, формировались негритянские организации (Союз цветных людей; Единая Африканская религиозная конфедерация, поддерживающая связи с религиозными организациями Нигерии и Анголы, и др.). Законом 1951 года в Бразилии была запрещена расовая дискриминация.

Бразильцы европейского происхождения ныне преобладают на юго-востоке, в центральном и западном районах, негры и мулаты - на северо-востоке, индейцы и метисы (сборщики каучука - серингейро, масличных орехов и др.) - в районе Амазонии на севере. Культуру бразильцев характеризует синтез индейских, португальских и африканских этнических традиций: африканская кухня, индейские и африканские черты в архитектурном орнаменте 17-18 веков, афро-христианско-индейские культы кандомбле, шанго, макумба и др.

Устное творчество. У индейцев сохранились реликтовые формы: у камаюра (тупиязычные шингуано) - ритуальные танцы и инструменты (в том числе различные флейты), у суйа (группа же) - личные песни, песни, исполняющиеся строго определёнными социально-половыми группами, и др. Наряду с пением, в том числе многоголосным (у урубу-каапор группы тупи, у гуарани), встречаются архаические вокальные способы звукоизвлечения. Вне контактов с другими музыкальными  культурами существуют традиции ряда индейских народов тропических лесов. Среди инструментов основное место занимают шумовые, в том числе марака.

Бразильцы В фольклоре бразильцев сочетаются мотивы индейских и африканских сказок, легенды о бандейрас. Основу музыкального  фольклора составляет европейская, преимущественно португальская, культура, испытавшая влияние африканских стилей. Главные песенные жанры - мода, модинья, эмболада, лунду, среди современных городских танцев - самба, машиши. Популярны народные театрализованные представления с музыкой и танцами, исполняющиеся в дни церковных и государственных праздников и на карнавале (мистерии на библейские сюжеты, «Избрание короля Конго» и др.). Среди музыкальных  инструментов - гитара (виолан) и её разновидности (виола, кавакинью), барабаны (кайша, забумба), бубен пандейру. Наиболее распространённые типы инструментальных ансамблей - кабасал (сельский; северо-восточные районы Бразилии) и шоро (городской). В популярной музыке применяются аккордеон, фортепиано, духовые европейского происхождения, мембранофоны африканского происхождения. Афробразильская традиция представлена также песнопениями и танцами в сопровождении ударных и шумовых инструментов при отправлении культа кандомбле.

Лит.: Cunha E. da. Os Sertôes. Rio de J., 1946; Люди и ландшафты Бразилии. М., 1958; Cortes G. de Menezes. Migraçâo e colonizaçâo no Brazil. Rio de J., 1958; Florestart F. A integraçâo do Negri na sociedade de classes. Rio de J., 1964; Atlas cultural do Brazil / Ed. A. C. F. Reis. Rio de J., 1972; Алваренга О. Бразильские народные танцы-действа // Музыкальная культура стран Латинской Америки. М., 1974; она же. Бра­зильские народные танцы и песни // Музыка стран Латинской Америки. М., 1983; Файнберг Л. А. Индейцы Бразилии. М., 1975; Котовская М. Г. Этнические процессы в Бразилии. М., 1985; F reire G. Casa grande e senzala. Sào Paulo, 1994; Ribeiro D. О povo brasileiro. A formaçâo e о sentido do Brasil. Rio de J., 1995; Котовская М. Г., Файнберг Л. A. Этнические процессы в городах Брази­лии (1950-1970-е гг.) // Очерки по культур­ной антропологии американского города. М.,1997.        

М. Г. Котовская.