Бретон Андре
БРЕТОН (Breton) Андре (19.2.1896, Теншбре, департамент Орн - 28.9.1966, Париж), французский писатель. Родился в семье коммерсанта. Учился в Париже в Институте психологии и хирургии (не окончил).
Во время службы в армии (1915-18) увлёкся фрейдизмом. В первом поэтическом сборнике «Гора милосердия» («Le Mont de piété», 1919) объединены ранние символистские стихи в духе С. Малларме, А. Рембо, Лотреамона и авангардистские опыты, в которых ощутимо влияние П. Реверди и Г. Аполлинера. Вместе с Л. Арагоном, Ф. Супо и при поддержке Т. Тцара основал журнал «Литература» («Littérature», 1919-23), ставший рупором французского дадаизма, а затем раннего сюрреализма. Сборник статей «Потерянные следы» («Les pas perdus», 1924) - теоретическое обобщение дадаизма. Его практическим осуществлением стали написанная с применением метода автоматического письма книга «Магнитные поля» («Les champs magnétiques», 1920, совместно с Ф. Супо), а также сборник стихов «Земной свет» («Clair de terre», 1923). В 1924 году, основав журнал «Сюрреалистическая революция» («La révolution surréaliste», 1924-29) и выпустив «Манифест сюрреализма» («Le manifeste du surréalisme»), а также коллективный памфлет против А. Франса «Труп» («Un cadavre»), Бретон становится одним из лидеров сюрреализма. Достижение абсолютной свободы возможно, согласно Бретона, путём приобщения к сфере грёз и безумия, апологии которых посвящены повесть «Надя» («Nadja», 1928), теоретико-поэтический сборник «Седовласый револьвер» («Le revolver à cheveux blancs», 1932), книга «Сообщающиеся сосуды» («Les vases communicants», 1932) и поздние повести «Безумная любовь» («L’amour fou», 1937) и «Арканум 17» («Arcane 17», 1947). Кратковременное сближение с французской компартией (1926-27) привело Бретона к серьёзному увлечению троцкистской интерпретацией марксизма (теория перманентной революции), а также гегелевской диалектикой. Разрыв с коммунизмом отразился в сборнике статей «Политическая позиция сюрреализма» («Position politique du surréalisme», 1935) и в попытках создания вместе с Ж. Батаем в середине 1930-х годов левого антифашистского движения «Контр-Атака». В 1930-1940 годах Бретон активно пропагандирует сюрреализм за пределами Франции (Чехия, Бельгия, Канарские острова, Великобритания). В 1941 году после запрета изданной им «Антологии чёрного юмора» («Anthologie de l’humour noir», 1940, русский перевод 1999) Бретон эмигрировал в США, в 1946 году возвратился во Францию. В послевоенной поэзии Бретона усилилось философское и оккультное начало: «Ода Шарлю Фурье» («Ode à Charles Fourier», 1947), «Знак восхождения» («Signe ascendant», 1949)и др. Стремясь возродить после 2-й мировой войны сюрреалистическое движение, Бретон опубликовал обобщающие книги: «Сюрреализм и живопись» («Le surréalisme et la peinture», 1928-65), «Магическое искусство» («L’art magique», 1957, совместно с Ж. Леграном).
Реклама
Соч.: Œuvres complètes. Р., 1988-1999. Vol. 1-3; [Сочинения] // Антология французского сюрреализма. М., 1994; Стихотворения; Манифест сюрреализма // Поэзия французского сюрреализма. СПб., 2003.
Лит.: Bonnet М. А. Breton: Naissance de l’aventure surréaliste. Р., 1975; Вéhar Н. А.Breton, le grand indésirable. Р., 1990; Polizzotti М. Revolution of the mind: the life of А. Breton. N. Y., 1995; Migeot F. А la fenêtre noire des poètes: lectures bretoniennes. Louvain; Р., 1996; Bommertz С. Le chant automatique d’ А. Breton et la tradition du haut-dire. Louvain, 2004.
Е. Д. Гальцова.