Бродский Иосиф Александрович

Бродский Иосиф АлександровичБРОДСКИЙ Иосиф Александрович (24.5.1940, Ленинград - 28.1.1996, Нью-Йорк; похоронен на кладбище Сан-Микеле, Венеция), русский поэт. Родился в еврейской семье; отец служил во флоте, был фотографом и журналистом. Не завершив среднего образования, Бродский сменил множество мест службы: работал на маяке одного из островов в Финском заливе, был помощником прозектора в морге, ездил в геологические экспедиции; позже занимался поэтическими переводами. Писать стихи начал с 16 лет, однако впоследствии относил начало своего творчества лишь к 1960 году («Сад», «Рождественский романс»). В этот период Бродский сблизился с молодыми ленинградскими поэтами - Е. Б. Рейном, которого Бродский считал своим учителем, Д. В. Бобышевым, А. Г. Найманом; познакомился с А. А. Ахматовой, с которой в дальнейшем был связан дружбой. Тогда же Бродский начал знакомиться с английской поэзией (в том числе метафизической школы 17 века, а также с поэзией 20 века), повлиявшей на его творчество. С начала 1960-х годов Бродский, наряду с лирическими стихотворениями, писал поэмы, тяготеющие к крупным формам («Шествие», 1961 год; «Большая элегия Джону Донну», «Исаак и Авраам», обе 1963 года; «Столетняя война», не окончена, 1964-65 годы; в этом же ряду - более поздняя поэма «Осенний крик ястреба», 1975 год). Стихи Бродского (первый авторский сборник «Стихотворения и поэмы», 1965 год; сборник «Остановка в пустыне», 1970 год) публиковались за границей. В начале 1964 года был арестован по инспирированному КГБ обвинению в «тунеядстве», приговорён к высылке из Ленинграда на пять лет и принудительному труду (протокол суда получил широкое хождение в самиздате, а затем был опубликован за границей). В деревне Норенская Архангельской области Бродский, стоически переносивший тяготы ссылки, создал множество лирических стихотворений, начал одно из самых сложных своих произведений - метафизическую поэму «Горбунов и Горчаков» (1965-68 годы), восходящую к опыту пребывания в психиатрической больнице, куда он был направлен судом на экспертизу. В борьбе за освобождение Бродского принимали участие А. А. Ахматова, К. И. и Л. К. Чуковские, С. Я. Маршак и многие другие деятели культуры; осенью 1965 года Бродский вернулся в Ленинград. В 1972 году Бродский эмигрировал в США, преподавал в ряде университетов и колледжей, жил в Нью-Йорке. В эмиграции Бродский, не оставляя поэтического творчества на русском языке, писал очерки и эссе на английском языке (в том числе предисловия к изданиям многих поэтов), опубликованные также двумя отдельными книгами. В России произведения Бродского и литература о нём издавались с конца 1980-х годов.

Реклама

Бродский Иосиф АлександровичБродский в значительной мере является продолжателем «петербургских» традиций русской поэзии, нашедших выражение, в частности, в акмеизме. Изначально тяготея к классическим формам («Я заражён нормальным классицизмом»), Бродский в дальнейшем пользуется более свободными метрическими формами акцентного, тактового и интонационного стиха, позволяющими организовывать необычайно сложные синтаксические конструкции, разрабатывает изощрённую строфику («Бабочка», 1972 год); прибегает к барочной образности и причудливой метафорике. Философско-религиозная тональность сочетается в поэзии и прозе Бродского с иронией, а также с необычайной зоркостью и доходящим до гиперреализма вниманием к деталям, унаследованным одновременно от акмеизма и от английской поэзии (при этом Бродский, указывая на огромное значение для него личности А. А. Ахматовой, отрицал её влияние в пользу М. И. Цветаевой, с которой его сближает страстность поэтической интонации).

В годы эмиграции Бродский разрабатывает в своём творчестве индивидуальный ностальгический миф, по масштабам сравнимый с набоковским. Вслед за акмеистами с их «тоской по мировой культуре» Бродский претворяет в поэзии и прозе вечные темы европейского наследия - имперского Рима и Византии, Венеции, Флоренции, Петербурга, английской истории; в то же время построенное на формулах сниженной устной речи стихотворение «Представление» (1986 год), так же как и неоконченный цикл «Из школьной антологии» (1966-69 годы), может служить своего рода «энциклопедией российско-советской жизни». В своих литературно-теоретических высказываниях, в том числе в Нобелевской речи, Бродский развивает мысль о подчинении поэта диктату языка: поэтическое творчество - высшая форма существования языка, которую поэт лишь выявляет. Нобелевская премия (1987 год).

Соч.: Конец прекрасной эпохи. Анн-Арбор, 1977; Часть речи. Анн-Арбор, 1977; Новые стансы к Августе. Анн-Арбор, 1988; Бог сохраняет все. М., 1992; Набережная неисцелимых: Тринадцать эссе. М., 1992; Соч.: В 7 т. СПб., 1992-2001.

Лит.: Поэтика Бродского. Tenafly, 1986; Полухина В. Бродский глазами современников. СПб., 1997; И. Бродский: Труды и дни. М., 1998; Ранчин А. М. «На пиру Мнемозины»: Интертексты Бродского. М., 2001; Мир И. Бродского: Путеводитель / Сост. Я. А. Гордин. СПб., 2003; Волков С. Диалоги с И. Бродским. М., 2004; И. Бродский: стратегии чтения. М., 2005; И. Бродский: Указатель литературы на русском языке за 1962-1995 годы / Сост. А. Я. Лапидус. 2-е изд. СПб., 1998.

М. Б. Мейлах.