Брокар Генрих

Брокар (Brocard) ГенрихБРОКАР (Brocard) Генрих (Андрей) Афанасьевич (1836, Париж - 3.12.1900, Канн, Франция), российский предприниматель. Из семьи французских парфюмеров. С 1861 года в России, оставался французским подданным. До 1864года работал лаборантом на фабрике Гика в Москве. Изобрёл новый способ изготовления концентрированных духов, в 1863 году продал его французской фирме «Рур Бертран» в Грасе. На вырученные средства в 1864 году открыл в Москве парфюмерную мастерскую, в 1869 году преобразовал её в фабрику (с 1872 года принадлежала учреждённому Брокаром торговому дому, с 1893 года - Товариществу парфюмерного производства в Москве «Брокар и компания»; ныне фабрика «Новая заря»). Брокар создавал новые ароматы, изучал воздействие духов на эмоции человека. Он завоёвывал рынок, удовлетворяя потребности различных слоёв населения, в частности, расширяя выпуск дешёвой продукции (например, «Народное мыло» по 1 копейке). Большим спросом на ярмарках пользовались изготовленные Брокаром парфюмерные наборы из 10 предметов ценой 1 рубль. Брокар был мастером экстравагантной рекламы: на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде для бесплатного пользования он устроил фонтан с цветочным одеколоном. В 1889 году участвовал в создании Московского библиографического кружка. Собрал художественную коллекцию (свыше 8 тысяч предметов), в ней - картины А. Блумарта, Н. де Ларжильера, А. Маньяско, С. Ф. Щедрина и др. (ныне частично в ГМИИ имени А. С. Пушкина и в ГТГ), фарфор, бронза, старинная мебель. Брокар разместил коллекцию в помещениях Верхних торговых рядов на Красной площади в Москве, ежегодно открывал её для публики с благотворительными целями. Известны случаи, когда по желанию Брокара реставратор «убирал» с картины фигуры или отдельные детали.

Реклама

Брокар (Brocard) ГенрихНа своей фабрике Брокар применял новейшую технологию. Впервые в России изготовил цветочный одеколон, глицериновое, спермацетовое, прозрачное («Шаром» - от шаровидной формы) мыло, использовал ореховые масла в мыловарении (так называемое греческое мыло). Продукция фабрики ежегодно удостаивалась высших наград на всероссийских, всемирных и международных выставках (например, Большой золотой медали на Всемирной выставке 1889 года в Париже за духи «Персидская сирень», высшей награды на Всемирной выставке 1893 года в Чикаго). Она широко продавалась в России (основным конкурентом Брокара было товарищество «А. Ралле и Ко», ныне московская парфюмерная фабрика «Свобода») и за рубежом. Фирма Брокара была поставщиком российского императорского и испанского королевского дворов.

Лит.: Золотой юбилей парфюмерного производства товарищества Брокар и компания в Москве. 1864-1914. М., 1915; Звездов А., Мишель А. «Новая заря». (История и достижения одной парфюмерной фабрики). М., 1924; 100 лет парфюмерной фабрике «Новая заря». М., 1965.

М. Ю. Лачаева.