Брукнер Антон

Брукнер (Bruckner) Антон БРУКНЕР (Bruckner) Антон (4.9.1824, Ансфельден, близ Линца - 11.10.1896, Вена; похоронен в монастыре Святого Флориана близ Линца), австрийский композитор, органист. Родился в семье сельского учителя. Первые музыкальные  навыки приобрёл под руководством отца. С 1837 года пел в хоре, обучался игре на органе и скрипке в монастыре Святого Флориана. В 1841-45 годах помощник сельского учителя; в эти годы создал первые музыкальные  сочинения. В 1845-55 годах школьный учитель, с 1848 года также органист в монастыре Святого Флориана. С 1855 года соборный органист г. Линц. В 1855-61 годах прошёл (заочно) курс гармонии и контрапункта у венского музыкального  теоретика С. Зехтера, в 1861-63 годах занимался формой и инструментовкой с дирижёром оперного театра в Линце О. Кицлером, под влиянием которого начал изучать оперы Р. Вагнера. В 1865 году в Мюнхене состоялось его личное знакомство с Вагнером. В 1864 году Брукнер окончил Мессу № 1 d-moll - первое своё зрелое сочинение (исполнена в том же году в Линцском соборе), в 1866 - 1-ю симфонию (с-moll, исполнена в 1868 в Линце под управлением автора). С 1868 года жил в Вене, преподавал гармонию, контрапункт и игру на органе в консерватории Общества друзей музыки. С 1875 года доцент Венского университета, с 1878 года органист Придворной капеллы. Один из величайших органистов-импровизаторов своего времени, он с успехом гастролировал во Франции (1869, играл в том числе в соборе Нотр-Дам в Париже) и Великобритании (1871; участвовал в открытии «Альберт-холла» в Лондоне). Музыка Брукнера в течение долгого времени мало исполнялась, встречала непонимание публики и резкое неприятие критики (во главе с Э. Гансликом). Лишь после премьеры 7-й симфонии в 1884 году в Лейпциге, которую с необычайным успехом провёл А. фон Никиш, Брукнер стал широко известен, его симфонии вошли в репертуар крупнейших дирижёров - Х. Рихтера, Никиша, Ф. фон Вейнгартнера.

Реклама

Основная часть наследия - симфоническая и духовная музыка. Наряду с И. Брамсом и Г. Малером Брукнер - крупнейший австро-немецкий симфонист 2-й половины 19 века. Его композиторский стиль формировался под влиянием различных традиций австро-немецкой музыки. В течение многих лет Брукнер занимался почти исключительно церковной музыкой (создал 3 «большие» мессы, магнификат, реквием, ряд мотетов и другие сочинения на духовные тексты) и только в 40 лет обратился к инструментальным жанрам, сосредоточившись на симфонии (единственное известное камерное произведение - струнный квинтет F-dur, 1879). Он опирался на тип 4-частной симфонии бетховенского образца (прежде всего на 9-ю симфонию Л. ван Бетховена, ставшую для Брукнера своего рода творческой моделью); идея программности, получившая большое распространение в музыке позднего романтизма, ему была чужда. Одновременно в тематизме и формообразовании его симфоний обнаруживается влияние барочной традиции. Придавая большое значение теоретическому знанию, Брукнер в совершенстве овладел техникой композиции, в том числе полифонической (его контрапунктическое мастерство наиболее наглядно в 5-й симфонии В-dur, 1877). Брукнер нередко придавал оркестру органную звучность, используя при инструментовке симфоний характерные для органа типы фактуры, принципы распределения тембров. Его глубокая и восторженная религиозность («Те Deum», 1884, и 9-я симфонии посвящены «милостивому Богу») нашла выражение в мистической созерцательности медленных частей и в экстатических кульминациях его симфоний; она проявилась и в частом обращении к григорианскому хоралу. Брукнер глубоко почитал Р. Вагнера, преклонялся перед его музыкой (при этом музыкально-эстетических идей Вагнера он не разделял), посвятил ему 3-ю симфонию (d-moll, 1873), под впечатлением его смерти написал медленную часть 7-й симфонии - одно из лучших своих сочинений. Влияние музыкального  языка Вагнера отмечается в гармонии и оркестровке (в частности, в использовании так называемых вагнеровских туб). Вагнер, в свою очередь, высоко ценил Брукнера и высказывался о нём как о «величайшем симфонисте после Бетховена». Большие масштабы частей, тяготение к массивному и мощному оркестру, протяжённое развёртывание - всё это проявление эпических черт в его стиле. В каждой симфонии Брукнер следовал раз и навсегда избранной модели, утверждающей идеал гармонии как итог длительной, по-бетховенски напряжённой инструментальной драмы. Обострением трагических конфликтов, интенсивным развитием отмечены 3 последние симфонии - 7-я (Е-dur, 1883), 8-я (с-moll, 1887, 2-я редакция 1890, исполнена в 1892 под управлением Х. Рихтера) и 9-я (d-moll, не окончена, впервые исполнена в редакции Ф. Лёве в 1903).

Стремление композитора сделать свои сочинения более доступными для публики привело к тому, что большая их часть имеет по несколько редакций, существенно отличающихся друг от друга. Друзья и ученики Брукнера также вносили изменения в партитуры (часто без согласия автора), предназначавшиеся для исполнения и печати. Вследствие такого вмешательства музыка Брукнера многие годы представала перед публикой в изменённом виде. Подлинные партитуры Брукнера впервые опубликованы в 1930-40-х годах и вошли в Собрание сочинений.

В 1928 году в Вене образовано Международное общество Брукнера. В Линце с 1974 года регулярно проводится фестиваль, посвящённый его музыке.

Соч.: Sämtliche Werke / Unter der Leitung von R. Haas und А. Orel. W.; Lpz., 1935- 1944. Bd 1-15; Sämtliche Werke: kritische Gesamtausgabe / Unter der Leitung von L. Nowak. W., 1951-2004. Bd 1-24.

Лит.: Göllerich А. А. Bruckner: ein Lebensund Schaffensbild. Regensburg, 1922-1937. Bd 1-4; Kurth Е. Bruckner. В., 1925. Bd 1-2; Haas R. А. Bruckner. Potsdam, 1934; Соллертинский И. Седьмая симфония Брукнера // Соллертинский И. Музыкально-исторические этюды. Л., 1956; Раппопорт Л. А. Брукнер. М., 1963; Schönzeler Н. Н. Bruckner. N. Y., 1970; Белецкий И. В. Брукнер. Л., 1979; А. Bruckner: Dokumente und Studien / Hrsg. von F. Grasberger u. а. Graz; W., 1980-2004. [Bd 1-13]; Друскин М. А. Брукнер // История зарубежной музыки. 6-е изд. М., 1983. Вып. 4; Nowak L. Uber А. Bruckner: gesammelte Aufsätze. 1936-1984. W., 1985; idem. А.Bruckner. Musik und Leben. 3. Aufl. Linz, 1995; Grasberger R. Werkverzeichnis А. Bruckner. Tutzing, 1986; Wagner М. Bruckner: Leben - Werke - Dokumente. Mainz; Мünch., 1989; Simpson R. The essence of Bruckner. 2nd ed. L., 1992; Crawford Н. А. Bruckner. А documentary biography. Lewiston, 2002. Vol. 1-2; Филимонова М. Н. А. Брукнер // Музыка Австрии и Германии XIX в. М., 2003.Кн. 3; Grasberger R. Bruckner - Bibliographie. W., 2002.

Б. В. Мукосей.