Бруни Фёдор Антонович

БРУНИ Фёдор (Фиделио) Антонович [15.12.1801 (по другим сведениям, 10.6.1799), Милан - 30.8(11.9).1875, Санкт-Петербург], российский живописец и график, академик (1834 год) и профессор (1836 год) петербургской Академии Художеств. Сын швейцарского живописца Антонио (Антона Осиповича) Бароффи-Бруни (Baroffi-Bruni; 1762-1825 годы), участника Швейцарского похода (1799 год) А. В. Суворова, в 1807 году (или 1808) переселившегося в Россию. Отец архитектора Юлия Фёдоровича Бруни (1843-1911 годы). Учился в петербургской Академии Художеств (1809-18 годы) у А. Е. Егорова, А. И. Иванова и В. К. Шебуева. В 1819-35-е годы и 1838-45 годах жил и работал в Риме.

Бруни Фёдор (Фиделио) АнтоновичАвтор многих картин на исторические и мифологические темы в духе позднего классицизма («Смерть Камиллы, сестры Горация», 1824 год; «Моление о чаше», 1834 год, обе - в ГРМ; «Вакхант», 1858 год, ГТГ), портретов, отмеченных повышенной образной экспрессивностью («Кн. З. А. Волконская в костюме Танкреда», между 1820 и 1824 годами, ГРМ, и др.). Наиболее известная работа Бруни - грандиозная, проникнутая романтичным пафосом многофигурная композиция на сюжет из Библии «Медный змий» (1834-41 годы, там же). Исполнял росписи и религиозные картины для церквей (для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе, Большой церкви Зимнего дворца, Казанского собора в Санкт-Петербурге и др.); в 1840-е годы работал над росписями Исаакиевского собора, среди которых своим трагическим звучанием выделяется «Всемирный потоп» (1847 год). Создал роспись четырёх фризов Шахматного зала Старого Эрмитажа (1845-53 годы), композицию «Четыре времени года» для дворца барона А. Л. Штиглица в Санкт-Петербурге.

Реклама

В 1825-39 годах по заказу ОПХ выполнил серию офортов на сюжеты «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина - «Смерть Игоря», «Убийство Андрея Боголюбского» и др. (издана в альбоме «Русская история в гравюрах», 1839 год); исполнил рисунок «А. С. Пушкин на смертном одре» (1837 год, Институт русской литературы, Санкт-Петербург). В творчестве Бруни, крупнейшего представителя русского романтизма, трагическое начало представлено как фундаментальное свойство бытия. Бруни оказал значительное воздействие на развитие отечественной исторической живописи.

В 1849-64 годах хранитель Картинной галереи императорского Эрмитажа. Преподавал в петербургской Академии Художеств (1836-38 годы и 1846-71 годы; ректор в 1855-1871 годах; с 1866 года руководил мозаичной мастерской). Среди учеников - К. Б. Вениг, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, К. Е. Маковский, К. Д. Флавицкий. Почетный член миланской, болонской и флорентийской Академий Художеств, академии Святого Луки в Риме.

Лит.: Савинов А. Ф. А. Бруни. Л., 1949; Верещагина А. Г. Ф.А. Бруни. Л., 1985.

А. М. Муратов.