Брутализм

БрутализмБРУТАЛИЗМ, необрутализм (от английского brutal - грубый), направление в архитектуре 1950-60-х годов. Первой манифестацией брутализма (одновременно с поп-артом) был «Фестиваль Британии» в Лондоне (1951 год); затем он распространился в Западной Европе, США и Японии. Под влиянием послевоенного творчества Ле Корбюзье [использование «грубого бетона» (béton brut) в здании Юните д’Абитасьон в Марселе, 1947-52 годы], архитектурной концепции Л. Мис ван дер Роэ (Иллинойсский технологический институт в Чикаго, 1942-58 годы) и «минимализма» традиционной японской архитектуры жилища представители брутализма стремились к обнажению конструктивной схемы построек, максимальному выявлению архитектоники простых и «грубых» архитектурных масс. Программным для этого направления был отказ от декоративных приёмов, скрывающих естественную фактуру конструктивных материалов (стали, железобетона, кирпича, стекла и др.). Среди построек: школа в Ханстентоне (1949-54 годы) и здание редакции журнала «Экономист» в Лондоне (1964 год, оба - архитекторы А. Смитсон и П. Смитсон), жилой комплекс Парк-Хилл в Шеффилде (1955-61 годы, архитекторы Дж. Уомерсли, Дж. Линн, А. Смит и др.). Дань брутализму отдали в своём творчестве Х. Кэссон, Д. Ласдан, Дж. Уокер, О. Ладер, Б. Спенс и Дж. Стерлинг в Великобритании, Й. ван ден Брук и Я. Б. Бакема в Голландии, А. Вогенский во Франции, О. М. Унгерс в Германии, В. Вигано в Италии, С. Леверентс в Швеции, Л. Кан, П. Рудолф и Ф. Джонсон в США, К. Маэкава в Японии и другие архитекторы.

Лит.: Бэнем Р. Новый брутализм. Этика или эстетика? М., 1973.