Брюсов Валерий Яковлевич

Брюсов Валерий ЯковлевичБРЮСОВ Валерий Яковлевич [1(13).12.1873, Москва - 9.10.1924, там же], российский поэт, прозаик, переводчик, литературный критик. Из купеческой семьи. Брат А. Я. Брюсова. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1899). С 1892 года Брюсов начал создавать антологию переводов, подражаний и собственных произведений в духе французского символизма. Первые значительные публикации - стихотворения в сборник «Русские символисты» (вып. 1-3, 1894-95), отличавшиеся смысловой затемнённостью, парадоксальными сочетаниями образов, необычной формальной структурой (однострок, фигурные стихи), острой новизной тематики (экзотика, эстетизация безобразного, эротика и др.), - принесли Брюсову известность, первоначально имевшую оттенок скандальности. Первые сборники стихов с намеренно иноязычными заглавиями [«Chefs d’œuvre» («Шедевры», 1895); «Me eum esse» («Это - я», 1897)] и переводы из П. Верлена (1895) эту известность закрепили. С 1898 года Брюсов сотрудничал в журнале «Русский архив», занимаясь историей русской поэзии от А. С. Пушкина до А. А. Фета. В созданном им (в 1899) совместно с К. Д. Бальмонтом, Ю. К. Балтрушайтисом и С. А. Поляковым символистском издательстве «Скорпион» пропагандировалось новое русское искусство. В книге стихов «Tertia vigilia» («Третья стража», 1900) наметился отход от эпатировавших крайностей; обнаруживаются стремление к гармонической завершённости, отчётливая связь с классической традицией. В 1903 году Брюсов сотрудничал с петербургским символистским журналом «Новый путь». В 1904-08 годах был фактической главой журнала «Весы»; опубликовал в нём ряд программных статей («Ключи тайн», 1904, и др.), где сформулировал принципы нового искусства: приоритет сверхчувственных иррациональных интуиций над законами разума; ощущение жизни как череды мгновений, в которые человеческая сущность достигает полного самовыявления; признание абсолютной свободы художника. При этом Брюсов чуждался присущей многим его современникам погружённости в откровенный мистицизм, заворожённости музыкальностью стиха, претензий на религиозное значение искусства. Во многом благодаря именно усилиям Брюсова символизм стал органической составной частью русского искусства. Творчество Брюсова 1900-х годов [сборники стихов «Urbi et orbi» («Городу и миру», 1903), «Στ?φανος. Венок», 1906; исторический роман «Огненный Ангел», 1907-1908] встретило восторженные отзывы критиков различных направлений. В лучших произведениях Брюсова этого периода отчётливо проявились характерные черты его творчества: стройность и чёткость композиции, высокий риторический пафос, интерес к далёким историческим эпохам и к достижениям науки, эксперименты в области метрики и ритмики. Однако, начиная со сборника «Все напевы» (1909), поэзия Брюсова становилась менее оригинальной, каждая новая книга («Зеркало теней», 1912; «Стихи Нелли», 1913; «Семь цветов радуги», 1916) воспринималась как повторение уже пройденного. Не имела успеха и проза (сборники «Земная ось», 1907,«Ночи и дни», 1913; роман «Алтарь Победы», 1911-12; повести «Обручение Даши», 1913, «Рея Сильвия», 1914, и «Элули, сын Элули», 1916). В годы 1-й мировой войны Брюсов - военный корреспондент газеты «Русские ведомости». В 1917 году неудачно пытался стать публицистом либерального толка («Как прекратить войну?», «О новом русском гимне»). Первые годы относился к новой власти скептически, однако в 1920 году вступил в РКП(б), занимал ряд ответственных постов, преподавал в Московском университете и в основанном им Высшем литературно-художественном институте. Вёл активную литературно-критическую и журнальную деятельность, занимался теорией стиха («Краткий курс науки о стихе», 1919), пушкинистикой, переводами. В поздних книгах стихов [«Последние мечты», 1920; «В такие дни», 1921; «Миг», 1922; «Дали», 1922; «Меа» («Спеши», 1924)] предпринимал попытки создать новую поэтику, соответствующую духу времени и использующую достижения авангардизма.

Реклама

Соч.: Полн. собр. сочинение и переводов. СПб., 1913-1914. Т. 1-4, 12-13, 15, 21 (издание не закончено); Собр. соч.: В 7 т. М., 1973-1975; Среди стихов 1894-1924: Манифесты. Статьи. Рецензии. М., 1990; Зарубежная поэзия в переводах В. Брюсова. М., 1994.

Лит.: Эллис. Русские символисты. М., 1910; Жирмунский В. М. Брюсов и наследие Пушкина. П., 1922; Максимов Д. Поэзия В. Брюсова. Л., 1940; он же. Брюсов. Поэзия и позиция. Л., 1969; Брюсовские чтения. Ер., 1963-2004; Литературное наследство. М., 1976. Т. 85. М., 1991-1994. Т. 98. Кн. 1-2; Grossman J. D. V. Bryusov and the riddle of Russian decadence. Berk.; L., 1985; В. Я. Брюсов и русский модернизм. М., 2004; Библиография Брюсова. 1884-1973 / Сост. Э. С. Даниелян. Ер., 1976.

Н. А. Богомолов.