Брюссельские конвенции

БРЮССЕЛЬСКИЕ КОНВЕНЦИИ, международные соглашения по отдельным вопросам морского права, разработанные в рамках Международного морского комитета, образованного в Антверпене (Бельгия) в 1897 году в целях унификации морского частного права, и принимавшиеся на дипломатических конференциях, созываемых в Брюсселе правительством Бельгии; первая конференция состоялась в 1905 году, последняя, 13-я - в 1979; всего принято 16 конвенций, депозитарием которых является правительство Бельгии. Брюссельские конвенции содержат главным образом нормы гражданского права, регулирующие отношения в области торгового мореплавания: перевозка грузов, пассажиров и багажа, возмещение ущерба, причинённого столкновением судов, вознаграждение за спасение на море и др.

Наиболее известные Брюссельские конвенции: Международная конвенция по унификации некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море (1910), Международная конвенция по унификации некоторых правил относительно столкновения судов (1910), Международная конвенция по унификации некоторых правил, касающихся коносамента (1924), Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов (1952), а также Международная конвенция об ограничении ответственности собственников морских судов (1957; Российская Федерация не участвует).

Реклама

Некоторые конвенции так и не вступили в силу: Международная конвенция, относящаяся к безбилетным пассажирам (1957), Международная конвенция по унификации правил, относящихся к перевозке пассажиров морем (1961), Международная конвенция по унификации некоторых правил, относящихся к перевозке багажа пассажиров морем (1967). Однако они послужили основой для создания в рамках Международной морской организации (смотри Специализированные учреждения ООН) соответствующих обновлённых конвенций. Так, в 1974 году была принята Афинская конвенция о перевозке пассажиров и их багажа морем (СССР, а затем Российская Федерация участвует с 1983 года). Другие конвенции послужили основой для принятия национального законодательства. В частности, основные положения Международной конвенции относительно регистрации прав на строящиеся суда (1967) включены в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.

В связи с повышением роли межправительственных организаций (таких, как Международная морская организация, Комиссия ООН по праву международной торговли) межправительственные дипломатические конференции созываются под эгидой этих организаций, и они становятся депозитариями соответствующих конвенций.

Г. Г. Иванов.