Бубер Мартин

Бубер (Buber) МартинБУБЕР (Buber) Мартин (Мардохай) (8.2.1878, Вена - 13.6.1965, Иерусалим), немецко-еврейский философ и писатель, религиозный мыслитель иудаизма. В 1896-99 годах изучал философию в Вене, Лейпциге, Цюрихе и Берлине, занимаясь также мистическими традициями Европы и Азии. В 1898-1904 годах принимал участие в так называемой демократической фракции сионистского движения, но позднее отошёл от политического сионизма, предпочитая ему работу над возрождением еврейской культуры в широком мировом контексте. Это было связано помимо культурного универсализма Бубера с присущими ему симпатиями к мирному анархизму и к идеям ненасильственного действия в духе М. Ганди; он мечтал о свободных кооперативных поселениях евреев в Палестине без государства и армии. В 1924-1933 годах профессор университета во Франкфурте-на-Майне. В 1938 году эмигрировал в Палестину, профессор Еврейского университета в Иерусалиме (1938-51 годы). В 1947 году высказывал скептическое отношение к разделу Палестины, призывая к мирному сосуществованию с арабами. После 2-й мировой войны выступал с лекциями в США и ФРГ.

Реклама

В 1960-62 годах был президентом Академии Наук Израиля. Его основные работы: «Я и Ты» («Ich und Du», 1923 год, русский перевод – 1992 год), «Царство Божие» («Кönigtum Gottes», 1932 год), «Проблема человека» («Das Problem des Menschen», 1948 год, русский перевод – 1992 год), «Два образа веры» («Zwei Glaubensweisen», 1950 год, русский перевод – 1995 год), «Образы добра и зла» («Bilder von Gut und Вöse», 1952 год), «Затмение Бога» («Eclipse of God», 1952 год), «Путь человека по учению хасидизма» («Der Weg des Menschen nach der chassidischen Lehre», 1948 год) и др.

Философия Бубера окрашена в экзистенциалистские тона; её центральная идея - бытие как «диалог» (между Богом и человеком, между человеком и миром и т.п.). «Диалогический» дух, противостоящий греческому монологизму, Бубер искал в библейском миропонимании. В главном философском труде «Я и Ты» Бубер противопоставляет два типа отношения к действительности, выражаемые двумя парами слов: «Я и Оно» и «Я и Ты». Пока всё сущее находится под знаком «Оно» как предмет чисто прагматического опыта, человек остаётся чужд личному бытию; он становится личностью в той степени, в какой обретает отношение, находящееся под знаком «Ты», - к природе, к другому человеку и, наконец, к «абсолютному Ты», то есть к Богу. При достаточной последовательности вторая позиция способна снять противоречие между ощущением себя внутри мира и преданием себя Богу: «Заключить весь мир в Ты, воздавая миру его права и его правду, не признавая ничего рядом с Богом, но видя всё в Нём, - таково совершенное отношение» («Werke». Bd 1. S. 131).

Литературное творчество Бубера [философская проза, пересказы хасидских легенд, произведения беллетристических жанров, например, повесть из жизни мистически настроенного еврейства времён наполеоновских войн «Гог и Магог» (1941 год, русский перевод – 2002 год)] представлено на немецком языке и на иврите. Новый перевод ветхозаветных книг на немецкий язык, ориентированный на воссоздание «первозданной» библейской архаики текста, был начат Бубером в 1925 году совместно с Ф. Розенцвейгом и после смерти последнего (1929 год) доведён Бубером до конца (тома 1-15, 1926-35 годы).

Восприятие идей Бубера за пределами иудаизма происходило в кругу католической (Х. У. фон Бальтазар) и особенно протестантской мысли (диалектическая теология), а также экзистенциальной и персоналистической философии христианского характера (Г. Марсель). В центре работы М. М. Бахтина «Проблемы творчества Достоевского» (1929 год) стоит концепция «диалогизма», весьма близкая центральной интуиции «Я и Ты».

Соч.: Werke. Мünch.; Hdlb., 1962-1963. Bd 1- 3; Briefwechsel aus sieben Jahrzehnten / Hrsg. G. Schaeder. Hdlb., 1972-1975. Bd 1-3; Избр. произведения. Jerusalem, 1989; Хасидские предания. Первые предания. М., 1997; Werkausgabe / Hrsg. Р. Mendes-Flor, Р. Schäfer. Gü-tersloh, 2001. Bd 1.

Лит.: Herberg W. The writing of М. Buber. N.Y., 1956; Cohen А. А. М. Buber. L., 1957; Schaeder G. М. Buber: Hebräischer Humanismus. Gött., 1966; The philosophy of М. Buber. Open Court, 1967; Kohn Н. М. Buber: sein Werk und seine Zeit. 4. Aufl. Wiesbaden, 1979; Friedman М. М. Buber’s life and work. N. Y., 1981-1988. Vol. 1-3; Balthasar Н. U. von. Einsame Zwiesprache: М. Buber und das Christentum. 2. Aufl. Кöln, 1993; Wehr G. М. Buber: Leben, Werk, Wirkung. Z., 1996; Лифинцева Т. П. Философия диалога М. Бубера. М., 1999; Cohn М., Buber R. М. Buber, eine Bibliographie seiner Schriften 1897-1978. Jerusalem; Мünch., 1980.

С. С. Аверинцев.