Булгаков Михаил Афанасьевич

Булгаков Михаил АфанасьевичБУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич [3(15).5.1891, Киев - 10.3.1940, Москва], русский прозаик, драматург. Сын А. И. Булгакова. После окончания медицинского факультета Киевского университета (1916 год) добровольно работал в прифронтовых госпиталях, затем в земской больнице города Сычёвск Смоленской губернии, в 1917-18 годах - в городской больнице Вязьмы.

Позднейший прозаический цикл «Записки юного врача» (1925-26 годы), а также повесть «Морфий» (1927 год) отразили реальные жизненные обстоятельства того времени, вплоть до драматической борьбы с возникшей во время тяжёлой болезни привычкой к морфию, завершившейся через несколько лет победой над недугом. В начале 1918 года вернулся в Киев, где, по признанию самого Булгакова, «последовательно призывался на службу в качестве врача всеми властями, занимавшими город». Осенью 1919 года мобилизован в Добровольческую армию генерала А. И. Деникина, вместе с отступавшей армией попал на Кавказ (Владикавказ, Грозный, Беслан). В кавказских газетах состоялся литературный дебют Булгакова. Первая известная публикация - статья «Грядущие перспективы» [газета «Грозный», 13(26).11.1919], одна из немногих открытых политических деклараций Булгакова, которая осуждала безумие «мартовских» и «октябрьских» событий, призывала осознать национальную и личную вину за происходящее и неизбежность общенародной расплаты даже в случае победы Белого движения. Тематическая связь с этой статьёй ощутима в произведениях 1920-х годов, созданных на биографической основе: рассказах «Необыкновенные приключения доктора», «Красная корона» (оба 1922 года), «Богема» (1925 год); повести «Записки на манжетах» (1922-23 годы) и др.

Реклама

В 1920-21 годах Булгаков, отказавшись от занятий медициной, служил заведующим литературным и театральным отделами Владикавказского ревкома. Печатал театральные рецензии, после открытия русского драматического театра во Владикавказе выступал перед началом спектаклей со «вступительным словом», попытался организовать Народную драматическую студию сценического искусства. Тогда же состоялся дебют Булгакова-драматурга: его пьесы сразу же ставились на сцене местного театра («Самооборона», «Братья Турбины», «Глиняные женихи», «Парижские коммунары» - не сохранились; «Сыновья муллы»). Одновременно Булгаков делал первые наброски будущего романа (возможно, «Белой гвардии»). Летом 1921 года выехал в Тифлис, безуспешно пытаясь эмигрировать; с осени 1921 года - в Москве, где сменил ряд занятий (секретарь литературного отдела, редактор, репортёр и др.). С весны 1922 года печатался в различных московских газетах и журналах, а также в берлинской «сменовеховской» газете «Накануне». С 1923 года сотрудничал в газете «Гудок» вместе с И. Ильфом, Е. Петровым, В. П. Катаевым, Ю. К. Олешей, публикуя многочисленные фельетоны, репортажи, небольшие очерки и рассказы.

В середине 1920-х годов вышли книги «Дьяволиада» (1925 год), «Роковые яйца» (1926 год); в 1925 году в альманахе «Россия» напечатаны первые 13 глав романа «Белая гвардия» [полное издание под названием «Дни Турбиных (Белая гвардия)» вышло в Париже, 1927-29 годы]. Книги были замечены критикой, Булгаков завязал дружеские отношения с В. В. Вересаевым, Е. И. Замятиным, М. А. Волошиным, бывал на заседаниях Никитинских субботников. На фоне экспериментальной прозы 1920-х годов произведения Булгакова выделяются, с одной стороны, подчёркнутой приверженностью к классическим традициям, с другой - соединением романтичной патетики, иронии и резко сатирического гротеска. Беспамятству смуты Булгаков противопоставил память о традиционных ценностях; отсюда в его творчестве - развиваемая и в прозе («Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»), и в драматургии («Дни Турбиных») тема Дома, охраняющего и спасающего, противостоящего катастрофическому состоянию мира.

Во 2-й половине 1920-х годов Булгаков завоевал популярность и как драматург: в 1926 году с триумфальной постановки драмы «Дни Турбиных» (сценическая версия «Белой гвардии») началось его многолетнее сотрудничество с МХАТом, в Третьей студии МХАТ в том же году поставлена фарсовая комедия «Зойкина квартира». В 1926-28 годах Булгаков закончил драму «Бег», комедию-памфлет «Багровый остров». В драматургии Булгакова традиции психологического театра соединены с элементами буффонады, гротеска, кабаретной культуры.

Резкие отзывы критики, диспуты, переходящие в систематическую травлю писателя, упорное сопротивление советской цензуры к концу 1920-х годов привели к запретам постановок и публикаций пьес Булгакова (при жизни Булгакова ни одна из его пьес не была опубликована). Была запрещена и повесть «Собачье сердце» (создана в 1925 году; 1-я публикация в СССР в 1987 году). В письменном обращении к правительству (1930 год) Булгаков, обозначив свою общественную позицию - убеждённость в необходимости свободы печати, приверженность идее «Великой Эволюции» и неприятие революционных способов преобразования жизни, - просил отпустить его за границу или дать возможность работать в театре. При личном содействии Сталина Булгаков в 1930 году был принят в МХАТ ассистентом-режиссёром, где создал инсценировку «Мёртвых душ», принимал участие в постановках как актёр. Однако из новых оригинальных пьес [«Адам и Ева», создана в 1931 году; «Блаженство», создана в 1934 году; «Александр Пушкин (Последние дни)», «Иван Васильевич», обе созданы в 1935 году; «Батум», создана в 1939 году] лишь «Кабала святош» (создана в 1929 году) была поставлена во МХАТе (1936 год), но была снята после 7 спектаклей. События и обстановка этого периода отразились в пародийных «Записках покойника» («Театральном романе)», работа над которыми началась после разрыва с театром. В 1936 году Булгаков перешёл в Большой театр на должность либреттиста.

В 1933 году Булгаков завершил жизнеописание Мольера для серии «Жизнь замечательных людей» (издано в 1962 году). С конца 1920-х годов и до конца дней Булгаков работал над «романом о дьяволе» («Мастер и Маргарита»), ставшим его вершинным произведением (1-я публикация в 1966-1967 годах, с многочисленными цензурными и редакторскими искажениями). Сложная структура романа (переплетение гротескной фантасмагории, разыгрывающейся на фоне советской Москвы, любовной линии, отразившей отношения Булгакова с его третьей женой - Е. С. Шиловской, и «исторических глав» с евангельскими персонажами), стилистическая многоплановость, отсылки к разнообразным культурно-историческим источникам, значительность философского содержания (связь темы творчества с парадоксом зла, творящего добро) обусловили острый интерес к роману в последней трети 20 века.

Соч.: Собр. соч.: В 5 т. М., 1989-1990.

Лит.: Яновская Л. Творческий путь М. Булгакова. М., 1983; Чудакова М. О. Жизнеописание М. Булгакова. М., 1988; Воспоминания о М. Булгакове. М., 1988; Булгакова Е. С. Дневник. М., 1990; Pittman R. The writer’s divided self in Bulgakov’s «The Master and Margarita». L., 1991; Творчество М. Булгакова. СПб., 1991-1995. Кн. 1-3; Соколов Б. В. Энциклопедия булгаковская. М., 1996; Haber Е. С. М. Bulgakov: The early years. Camb. (Mass.); L., 1998; Яблоков Е. А. Художественный мир М. Булгакова. М., 2001; Галинская И. Л. Наследие М. Булгакова в современных толкованиях. М., 2003; Земская Е. А. М. Булгаков и его родные: Семейный портрет. М., 2004.

Д. М. Магомедова.