Булла

БУЛЛА, семья российских фотографов.

БуллаГлава семьи - Карл (Освальд) Карлович [26.2.1855 (по другим сведениям, 1854), Пруссия - 1929, остров Эзель, Эстония], приехал в Санкт-Петербург из Германии в 1864 (1865?), работал в фирме «Дюнант», производившей фотоматериалы, позднее основал лабораторию по производству сухих фотопластинок; в 1875 году открыл своё фотоателье. С 1896 года фотограф Министерства Императорского двора, сотрудничал со многими петербургскими иллюстрированными изданиями. Непревзойдённый мастер фоторепортажа, он снимал «везде и всюду», при любом освещении и погоде - петербургскую архитектуру, светскую хронику и уличные бои Революции 1905-07 годов, работу Государственной думы, парады и полёты авиаторов, празднование 300-летия Дома Романовых, наводнения и пожары, рынки и ночлежки и т.п. Автор фотопортретов Л. Н. Толстого (свыше 90 снимков исполнены в Ясной Поляне в 1908 году), М. Горького, В. В. Стасова, И. Е. Репина. В 1916 году передал дело сыновьям (Александру и Виктору) и поселился на острове Эзель (Сааремаа).

Реклама

БуллаАлександр Карлович (1881, Санкт-Петербург - 1943), изучал фотографические дело в Германии; по возвращении в Россию (1909) посвятил себя портретной фотографии, снимал преимущественно деятелей русского искусства (Ф. И. Шаляпина, Е. Е. Лансере, Ф. К. Сологуба, А. П. Павлову и др.), также сцены из спектаклей петербургских театров. Был фотокорреспондентом журналов «Солнце России» (с 1912), «Пламя» (с 1918) и др. В 1928 году был арестован, находился в заключении в Соловецком лагере, работал на строительстве Беломорско-Балтийского канала.

Виктор Карлович [1883, С. Петербург - 1938 (1939?)], изучал фотографию под руководством отца и старшего брата, а также в Германии. Начинал как военный фотограф журналов «Нива» и «Искра» (1904-05) во время русско-японской войны. По возвращении в Санкт-Петербург увлёкся кинематографом и основал товарищество «Аполлон» (1909-11) по производству хроникальных и видовых фильмов. Документально зафиксировал события 1917 года в Петрограде (Февральскую и Октябрьскую революции, расстрел июльской демонстрации и др.); некоторые из этих ценнейших фотосвидетельств были использованы С. М. Эйзенштейном при работе над фильмом «Октябрь» (1927). Среди нескольких тысяч его снимков исторических лиц и событий - фотохроника Гражданской войны, съездов РКП(б) и конгрессов Коминтерна. После 1917 года возглавлял фотостудию Петроградского совета. Вместе с братом принимал участие в выставке «Десять лет советской фотографии» (1928). В 1935 году передал государственному архиву свыше 130 тысяч негативов фотоколлекции семьи, отражающих историю России с конца 19 века до середины 1930-х годов. В 1938 (1939?) был арестован и расстрелян. Ранее считалось, что погиб 19.4.1944 в лагере на Дальнем Востоке. Реабилитирован посмертно (1958). Его сын - Юрий Викторович (1919-41?), фотокорреспондент ленинградской газеты «Ленинские искры»; погиб на Ленинградском фронте.

Лит.: Антология советской фотографии. М., 1986. Т. 1: 1917-1940; Рахманов Н. Н., Головина А. А. На рубеже веков // Наше наследие. 1989. № 1; Никитин В. А. Рассказы о фотографах и фотографиях. Л., 1991; Русская фотография: Середина XIX - начало XX в. М., 1996; Немцы России: Энциклопедия. М., 1999.Т. 1.

А. Н. Лаврентьев.