Бунин Иван Алексеевич

Бунин Иван АлексеевичБУНИН Иван Алексеевич [10(22).10.1870, Воронеж - 8.11.1953, Париж], русский писатель. Из древнего дворянского рода. Детство и отрочество провёл в небольших поместьях Орловской губернии, где жила его всё более разорявшаяся семья (отсюда - доскональное знание реалий мелкопоместной и крестьянской жизни). Учился в Елецкой гимназии (1881-86), образование продолжил дома, под руководством старшего брата. Первая публикация - стихотворение «Над могилой Надсона» (газета «Родина», 22.2.1887).

Успешно дебютировав как поэт (уже в 1888 году его стихи печатались в популярных «Книжках "Недели"»), Бунин был приглашён к сотрудничеству в газете «Орловский вестник» (осень 1889), в качестве приложения к которой в 1891 году вышла его первая книга «Стихотворения 1887-1891 годы». С 1895 года жил исключительно литературным трудом. Известность принесли прозаический сборник «"На край света" и другие рассказы» (1897), сборник стихотворений «Под открытым небом» (1898), а также отмеченные в 1903 году Пушкинской премией Петербургской Академии Наук перевод поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (1896) и поэтический сборник «Листопад» (1901). Осенью 1909 года Бунину присуждена вторая Пушкинская премия.

Реклама

В рассказах 1900-х годов начали выявляться характерные особенности бунинского художественного видения, связанного с реалистической традицией (И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов), но одновременно во многом сближающегося с модернистскими веяниями эпохи: неустранимый трагизм, вызванный осознанием бренности человеческого существования, утверждение метафизической природы социальных противоречий и приоритета «родового», национально-психологического над социально-классовым (общность «славянской души» у мужиков и дворян в его произведениях, посвящённых русской деревне и провинции), принципиальной иррациональности личности; своеобразный панэстетизм. Вместе с тем Бунин был яростным порицателем крайностей модернистского искусства (речь на юбилее газеты «Русские ведомости», 1913; «Воспоминания», 1950). Черты «модерности» (как выражался позднее сам Бунин) усиливаются в его произведениях 1910-х годов. Широкий общественный резонанс творчество Бунина получило после выхода повестей «Деревня» (1910), «Суходол» (1911), «путевых поэм» - лирических рассказов 1907-11 годов (собраны в цикле «Храм солнца», 1915, переизданы с дополнениями под названием «Тень птицы» в 1931), овеянных мифологией Ветхого Завета, мусульманских преданий, а также рассказов «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Сны Чанга» и др. В попытке раскрыть бытийные праосновы жизни Бунина сближается с «неореалистическими» тенденциями в прозе (С. Н. Сергеев-Ценский, А. Н. Толстой, М. М. Пришвин и др.). Его поэзия зрелого периода нередко оказывается созвучной поискам русских постсимволистов (акмеистов, раннего В. Ф. Ходасевича и др.) с их «неоклассицистскими» и «парнасскими» устремлениями.

Октябрь 1917 года Бунин воспринял как трагедию российской национальной культуры и крах традиционной цивилизации; с 1920 года жил в эмиграции. Впечатления от революции нашли отражение в цикле статей «Окаянные дни» (публиковались в периодике с 1925 года, впервые собраны в 1935). Неизменно отрицательно относился к большевикам и советскому правительству - даже в конце жизни, когда отвергаемые Буниным минимальные компромиссы могли существенно облегчить его тяжёлое материальное положение.

В 1928-39 годах частями публиковался роман «Жизнь Арсеньева» (полностью в 1952), который стал новым этапом в развитии русской психологической прозы. Универсальная роль памяти сближает его с романами М. Пруста, однако у Бунина «утерянное время» воссоздаётся посредством не рационально-аналитического, а интуитивно-метафизического постижения загадок подсознания, а через них - самого феномена бытия. Показательно отрицание автором автобиографичности (в общепринятом смысле) этого романа, построенного на материале собственной жизни.

Своим вершинным достижением сам Бунин считал книгу «Тёмные аллеи» (1943; 2-е, дополненное издание, 1946) - рассказы о любви, для которых характерны необычайная сжатость сюжета, виртуозная прихотливость композиции, острота в отображении напряжённых душевных переживаний героев.

Отвергая возможность постичь тайны бытия посредством какой-либо конкретной религиозной или философской доктрины, Бунин в своём творчестве явил некий мировоззренческий синтез: он расширил горизонты мирочувствования путём обращения к буддизму (особенно явственно в книге «Освобождение Толстого», 1937), даосизму и другим восточным учениям. Органически укоренённый в традиционной русской культуре Бунин одновременно сумел привнести в неё ряд идейно-эстетических новаций, неосознанно сближаясь с «философией жизни» А. Бергсона, феноменологией Э. Гуссерля, экзистенциализмом. Нобелевская премия (1933).

Соч.: Собр. соч.: В 8 т. М., 1993-2000; Публицистика 1918-1953 годы М., 2000; Письма 1885-1904 годы М., 2003.

Лит.: Устами Буниных: Дневники Ивана Алексеевича и Веры Николаевны и другие архивные материалы: В 3 т. Fr./М., 1977-1982; Woodward J. В. I. Bunin: а study of his fiction. Chapel Hill, 1980; Connolly J. W. Ivan Bunin. Boston, [1982 ] ; Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина, 1870-1906. Беседы с памятью. М., 1989; Мальцев Ю.В. И. Бунин. М., 1994; И. А. Бунин: pro et contra: Личность и творчество И. Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 2001; С двух берегов: Русская литература XX века в России и за рубежом. М., 2002; Бабореко А. К. Бунин: Жизнеописание. М., 2004; И. А. Бунин: Новые материалы. М., 2004. Вып. 1; Сливицкая О. В. «Повышенное чувство жизни»: Мир И. Бунина. М., 2004.

М. В. Козьменко.