Буньюэль Луис
БУНЬЮЭЛЬ, Бунюэль, Бюнюэль (Bunuel) Луис (22.2.1900, деревня Каланда, провинция Новый Арагон, Испания - 29.7.1983, Мехико), испанский кинорежиссёр, сценарист. Из состоятельной семьи, учился в католических школах, завершал среднее образование в светском лицее в Сарагосе. С 1917 года в Мадриде. Изучал историю, философию и литературу в Мадридском университете. На формирование взглядов Буньюэля оказали влияние Ф. Гарсия Лорка, С. Дали, Р. Гомес де ла Серна. Начинал как литератор и кинокритик. Примкнул к ультраизму - художественному авангардистскому движению 1920-х годов. С 1925 года в Париже. Работал ассистентом режиссёра у Ж. Эпштейна. Сблизился с кружком сюрреалистов (Л. Арагон, А. Бретон, П. Элюар, Р. Магрит, Ж. Садуль и др.). Режиссёрские кинодебюты Буньюэля - «Андалузский пёс» (1928, сценарий совместно с С. Дали) и «Золотой век» (1930) - стали образцами сюрреализма в кино. Антиклерикальные и антибуржуазные мотивы послужили причиной запрета «Золотого века» (на 50 лет) и документального фильм «Лас Урдес. Земля без хлеба» (1932, вышел на экраны в 1937), вынудившего Буньюэля на 15 лет оставить режиссуру (участвовал в гражданской войне, состоял на дипломатической службе). В 1938-46 годах жил в США, где в качестве консультанта и монтажёра участвовал в создании фильмов об испанской и 2-й мировой войнах, делал испаноязычные версии американских фильмов, работал в Музее современного искусства (Нью-Йорк). С 1946 года в Мексике, где начал снимать жанровое кино, преимущественно мелодрамы: «Большое казино» (1947), «Сусанна» («Демон и плоть», 1950), «Дочь обмана» («Дон Кинтин - горемыка», 1951), «Зверь» (1952) и др. В дальнейшем экранизировал произведения Г. де Мопассана («Женщина без любви» по роману «Пьер и Жан», 1951), Д. Дефо («Робинзон Крузо», 1952), Э. Бронте («Бездны страсти» по роману «Грозовой перевал», 1953), Б. Переса Гальдоса («Тристана», 1970) и др. Фильмы «Забытые» (1950, премия Международного кинофестиваля в Канне) и «Назарин» (1958, премия Международного кинофестиваля в Канне) определили поэтику кинематографа Буньюэля как «жестокий реализм», выдвинув режиссёра в ряд выдающихся деятелей мирового кинематографа.
Реклама
В 1961 году (после 18-летнего перерыва) Буньюэль снял на родине фильм «Виридиана» (вышел на экраны в 1976, главная премия Международного кинофестиваля в Канне). В творчестве Буньюэля гиперболизация, сюрреалистическая парадоксальность образа и метафизическая символика сочетались с минимализмом и подчас аскетической простотой. Основная тема большинства работ Буньюэля после 1961 года - критика восходящих к Средневековью общепринятых социальных норм и жёстких церковных догматов, которые стесняют и даже парализуют живое течение жизни. Фильмы «Ангел-истребитель» (1962, премия Международного кинофестиваля в Канне), «Симеон-столпник» (1965, премия Международного кинофестиваля в Венеции), «Тристана» (1970) построены на темах и образах, навеянных творчеством М. де Сервантеса, Ф. Гойи, Ф. Сурбарана. В 1963-77 годах в основном работал во Франции; в фильмах этого периода, снятых по сценариям Ж. К. Каррьера, при классической стройности формы и авторской отстранённости ощутима прежняя непримиримость Буньюэля к ханжеству и фальшивым добродетелям современного общества: «Дневник горничной» (1964), «Дневная красавица» (1966, главная премия Международного кинофестиваля в Венеции), «Скромное обаяние буржуазии» (1972, премия «Оскар»), «Призрак свободы» (1974), «Этот смутный объект желания» (1977). Многие фильмы снимал по собственным сценариям, выступал также как актёр и продюсер. На Международном кинофестивале в Венеции в 1969 году Буньюэлю было присуждено звание «Мастер кино». За творчество в совокупности получил также премию Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне (1977), премию Международного кинофестиваля в Москве (1979). Юбилейная премия Международного кинофестиваля в Венеции (1982).
Соч.: Бунюэль о Бунюэле. М., 1989.
Лит.: Kyrou А. L. Bunuel. Р., 1970; Божович В. И. Л. Бунюэль. М., 1979; Edwards G. The discreet art of L. Bunuel. L.;N. Y., 1997.
И. И. Рубанова.