«Буран»
«БУРАН», отечественный воздушно-космический летательный аппарат. Предназначен для: выведения на орбиту вокруг Земли различных модулей (в том числе с экипажем); сборки на орбите крупногабаритных сооружений (радиотелескопов, антенных систем и др.) и межпланетных комплексов; возврата на Землю неисправного или выработавшего свой ресурс оборудования; выполнения других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля - космос - Земля; решения ряда оборонных задач. Представляет собой (рис. 1) моноплан (планёр), выполненный по схеме «бесхвостка»; состоит из фюзеляжа, крыла, снабжённого элевонами, вертикального оперения с рулём направления, а также балансировочного щитка в хвостовой части. Крыло имеет двойную стреловидность, что обеспечивает необходимые аэродинамические характеристики на сверхзвуковых скоростях полёта. В носовой части «Бурана» находится герметичная кабина объёмом 70 м3 для экипажа (до 4 человек) и пассажиров (до 6 человек).
Реклама
Основные технические характеристики «Бурана»:
На орбиту «Буран» выводится универсальной двухступенчатой ракетой-носителем (PH) «Энергия» (рис. 2). Объединённая двигательная установка (ОДУ) обеспечивает довыведение «Бурана» на опорную орбиту, выполнение им межорбитальных переходов (коррекций), точное маневрирование вблизи обслуживаемых орбитальных комплексов, ориентацию, стабилизацию и торможение «Бурана» для схода с орбиты. ОДУ состоит из двух двигателей орбитального маневрирования, работающих на углеводородном горючем и жидком кислороде, и 46 двигателей газодинамического управления, сгруппированных в три блока (один носовой и два хвостовых). С внешней стороны корпуса нанесено теплозащитное покрытие в виде 39 тысяч плиток на основе кварцевого волокна и гибких элементов из жаростойких органических волокон. Более 50 бортовых систем, включающих радиотехнические, ТВ и телеметрические комплексы, системы жизнеобеспечения, терморегулирования, навигации, энергоснабжения и др., объединены в многомашинный бортовой вычислительный комплекс с уникальным по объёму и сложности программным обеспечением, что позволило реализовать более 6000 команд и 3000 алгоритмов управления бортовыми системами. «Буран» рассчитан на 100 полётов и может функционировать в пилотируемом и автоматическом режимах.
Работы по созданию «Бурана» начались в 1976 году. Головное предприятие но созданию «Бурана» - Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королёва (разработка PH, ОДУ, комплекса бортовых систем и агрегатов, программы полёта, окончательная сборка корабля и его испытания), по созданию планёра - НПО «Молния» (разработка средств спуска в атмосфере и посадки, тепловой защиты).
Первый испытательный беспилотный запуск «Бурана» состоялся 15.11.1988 с космодрома «Байконур». «Буран» был выведен на орбиту с перигеем 251 км, апогеем 263 км и наклонением 51,6°, с периодом обращения 89,5 минут. Завершив орбитальные операции, «Буран» провёл предпосадочные манёвры и точно вышел на посадочную полосу (рис. 3). Общее время полёта составило 206 минут. Величина пробега по полосе 1620 м, при скорости встречного ветра 17 м/с. Впервые в мировой практике была проведена автоматическая посадка космического аппарата такого класса.
В 1992 из-за резкого сокращения финансирования космической отрасли было принято решение о закрытии данной программы. К этому времени был полностью собран второй «Буран» (планировалось осуществить семисуточный полёт в автоматическом режиме, предусматривалась стыковка со станцией «Мир» в беспилотном варианте и отработка бортового манипулятора для доставки сменных научных модулей) и завершалась сборка третьего «Бурана» - для пилотируемого полёта.
Лит.: Многоразовый орбитальный корабль «Буран» / Под редакцией Ю. П. Семенова. М., 1995; Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королева. [Королев, 1996]; Авиационно-космические системы. Сб. ст. / Под редакцией Г. Е. Лозино-Лозинского, А. Г. Братухина. М., 1997.
В. П. Легостаев, Б. И. Сотников.