Бурдье Пьер

БУРДЬЕ (Bourdieu) Пьер (1.8.1930, Данген, Атлантичные Пиренеи - 23.1.2002, Париж), французский социолог. Окончил Высшую нормальную школу (1954). В 1955-1964 годах преподавал философию (Мулен, Париж, Лилль), в 1964-2001 - профессор Высшей школы социальных наук (Париж), в 1982-2001 годах возглавлял кафедру социологии Коллеж де Франс, в 1985-1998 - директор Центра Европейской социологии в Париже. Главный редактор журнал «Actes de la recherche en sciences sociales» (с 1975), глава издательства «Либер-Резонс д’ажир» («Liber-Raisons d’agir», с 1998).

Бурдье предложил вариант преодоления главного социологического противоречия - разрыва между социальной структурой и социальным действием. Его концепция «генетического структурализма» - попытка синтеза объективистской (Э. Дюркгейм, К. Маркс и структурализм) и субъективистской (М. Вебер, феноменология и этнометодология) методологий: «структурирующая структура» (габитус, по Бурдье) соединяет объективные структуры, субъективные интенции и действия. Главные понятия концепции Бурдье: социальное пространство, поле, капитал, габитус.

Реклама

По Бурдье, социальная действительность структурирована как объективно - социальными отношениями, объективированными в распределениях разного рода ресурсов, так и субъективно - социальными представлениями и диспозициями, оказывающими обратное, активное влияние на социальные отношения. Согласно Бурдье, социальное пространство конституируется множеством относительно автономных подпространств - «полей». Поле определяется структурами, диспозициями, правилами и ставками игры. Каждое поле учреждается своим типом социальных отношений, опредмеченная форма которых называется «капиталом». Капитал есть структура господства, выступающая главной целью и средством соответствующей ему социальной игры. Бурдье выделил три основных вида капитала: экономический, культурный, социальный. В разное время объектами его исследований были поля образования, литературы, экономики, бюрократии. Идеи Бурдье оказали влияние на Э. Гидденса, теоретиков «критического реализма» (английские учёные Р. Бхаскар, Маргарет Арчер и др.) и «практического поворота» в социологии (Карин Д. Кнорр-Цетина, Т. Р. Шацки, США, и др.), историков (Р. Дарнтон, США; Э. Хобсбаум, Великобритания; Р. Шартье, Франция).

Соч.: Les héritiers. Р., 1964 (en coop. avec J.-С. Passeron); La distinction. Р., 1979; Homo academicus. Р., 1984; La noblesse d’état. Р., 1989; Les règles de l’art. Р., 1992; Социология политики. М., 1993; Начала. М., 1994; Мéditations pascaliennes. Р., 1997; La domination masculine. Р., 1998; Les structures sociales de l’économie. Р., 2000; Практический смысл. СПб.; М., 2002; О телевидении и журналистике. М., 2002; Политическая онтология М. Хайдеггера. М., 2003; Исторический генезис чистой эстетики // Новое литературное обозрение. 2003. № 60.

Лит. : Accardo А. Introduction à une sociologie critique: lire Bourdieu. Bordeaux, 1997; Bonnewitz Р. Premières leçons sur la sociologie de Р. Bourdieu. Р., 1997; Шматко Н.А. «Габитус» в структуре социологической теории // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 2; Гронас М. «Чистый взгляд» и взгляд практика: П. Бурдье о культуре // Новое литературное обозрение. 2000. № 45; Социоанализ П. Бурдье. М.; СПб., 2001.

Н. А. Шматко.