Бурдель Эмиль Антуан

Бурдель (Bourdelle) Эмиль АнтуанБУРДЕЛЬ (Bourdelle) Эмиль Антуан (30.10.1861, Монтобан - 1.10.1929, Ле-Везине), французский скульптор. Учился в Тулузе (1876-84), в парижской Школе изящных искусств у А. Фальгьера (1884-86); в 1886-90 годах пользовался советами Ж. Далу, в 1893-1908 годах работал ассистентом в мастерской О. Родена. Участник выставок парижского Салона с 1884 года. Отвергая импрессионизм О. Родена, стремился к монументальности и синтезу искусств, возрождал искусство рельефа, ориентируясь на античную классику и архаику. Чтобы передать пафос, духовное и физическое напряжение своих героев, Бурдель смело обобщал форму, динамично размещал объём в пространстве, выявлял архитектонику композиции, достигая повышенной экспрессии образа («Стреляющий Геракл», бронза, 1909, Национальный музей современного искусства, Париж). Придавал символико-аллегорический характер монументальным произведениям (памятник генералу К. М. Альвеару в Буэнос-Айресе, бронза, 1913-23; статуя «Франция», бронза, 1925, Париж). Как и в монументах, в многочисленных (около 100) портретах выдающихся деятелей создавал героизированный образ «гения», «сверхчеловека»: Л. ван Бетховен (бронза, 1887-1929; 21 вариант, Музей Бурделя, Париж), А. Франс (бронза, 1919, там же) и др. Выполнил в духе архаизирующего неоклассицизма барельефы Театра Елисейских Полей (гипс, 1912). Работал также как живописец-монументалист (фрески Театра Елисейских Полей, 1910-1912) и график (иллюстрации к книгам Ж. Клемансо и Г. Флобера). В поздний период заметны признаки кубистической геометризации объёмов [памятник А. Мицкевичу, бронза, 1909-29, Париж; Автопортрет (маска), 1925; Сафо, 1924-1925; оба - гипс, Музей Бурделя]. В творчестве Бурделя, близком неоидеализму и модерну, соединились неоромантичные и неоклассические тенденции. Крупнейший ваятель рубежа 19-20 века, Бурдель оказал значительное влияние на дальнейшее развитие скульптуры, став одним из предшественников монументального искусства Германии и СССР 1930-40-х годов. Преподавал в Париже в студии Гран-Шомьер (1909-1929), ученики Бурделя - А. Джакометти, В. Н. Мухина, И. Д. Шадр. Среди последователей Бурделя - А. Августинчич, Е. В. Вучетич, А. Брекер, И. Мештрович.

Реклама

Соч.: Ecrits sur l’art et sur la vie. Р., 1955; Искусство скульптуры. М., 1968.

Лит.: KemeriS. Visage de Bourdelle. Р., 1931; Varenne G. Bourdelle par luimême. Р., 1937; Стародубова В. В. Бурдель. М., 1970; Валериус С. Прогрессивная скульптура XX в. М., 1973; Jianou l., Dufet М. Bourdelle. Р., 1984; Lavrillier С. М., Dufet М. Bourdelle et la critique de son temps. Р., 1992.

А. М. Муратов.