Бурлюк Давид Давидович
БУРЛЮК Давид Давидович [9(21).7.1882, хутор Семиротовщина Лебединского уезда Харьковской губернии - 15.1.1967, Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк, США], русский художник, поэт, критик, издатель. Из старого рода запорожских казаков; отец - агроном, автор книг по сельскому хозяйству. Брат В. Д. Бурлюка, а также Николая Бурлюка [1890-1920(7) годы], писателя и теоретика искусства. Учился в Казанском (1898-99 годы) и Одесском (1899-1901 годы, 1909-10 годы) художественных училищах, в Мюнхене (1902-03 годы), Париже (1904 год), в МУЖВЗ у Л. О. Пастернака и А. Е. Архипова (1911-14 годы). С 1906 года участвовал в художественных выставках; одновременно выступал как художественный критик («По поводу "художественных писем" г-на А. Бенуа», 1910 год). В 1910 году дебютировал как поэт в сборниках «Студия импрессионистов» и «Садок судей». В 1911 году познакомился с В. В. Маяковским и стал одним из наиболее активных деятелей зарождающегося русского футуризма. Получили известность его живописные работы, использующие приёмы кубизма, экспрессионизма, итальянского футуризма и отмеченные особым вниманием к фактуре. Поэзия Бурлюка, ориентированная на французскую стихотворную культуру (А. Рембо, С. Малларме), шокировала антиэстетичностью образов и эпатажной декларативностью, которую подчёркивала вызывающая манера поведения самого Бурлюка (раскрашивание лица, нарочитая оскорбительность манифестов, самореклама и пр.).
Реклама
С 1912 года Бурлюк принимал участие в большинстве футуристических сборников и авангардистских выставок, гастролировал с докладами по городам России. В годы 1-й мировой войны жил преимущественно в Москве. В 1916 году в Уфе прошла его первая персональная выставка. Весной 1918 года уехал из Москвы, после скитаний по городам Поволжья, Урала и Сибири летом 1919 года оказался во Владивостоке, откуда в 1920 году перебрался в Японию, а в 1922 году - в США. Жил в Нью-Йорке, владел небольшой картинной галереей, участвовал в художественных выставках. Издавал книги (помимо собственных произведений и работ о своём творчестве выпустил несколько книг В. В. Маяковского и коллективных сборников) и журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма», с 1930 года), сотрудничал в просоветской газете «Русский голос» (1923-40 годы). Пропагандировал футуризм как пролетарское искусство, поддерживал контакты с советским посольством. В 1956 и 1965 годах посетил СССР.
Соч.: Галдящие «бенуа» и новое русское национальное искусство. СПб., 1913; Лестница дней моих - Бурлюк пожимает руку Вульворт Бильдингу. Нью-Йорк, 1924; Энтелехизм. Нью-Йорк, 1930; 1/2 века. Нью-Йорк, 1932; Фрагменты из воспоминаний футуриста. СПб., 1994; Бурлюк Д. Д., Бурлюк Н. Д. Стихотворения. СПб., 2002; Интересные встречи. М., 2005.
Лит.: Голлербах Э. Ф. Искусство Д. Д. Бурлюка. Нью-Йорк, 1930; Поступальский И. Литературный труд Д. Д. Бурлюка. Нью-Йорк, 1931; Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. М., 1991; Д. Бурлюк. Фактура и цвет. Каталог. Уфа, 1994. Кн. 1-2; Калаушин Б. Бурлюк: Цвет и рифма. СПб., 1995. Кн. 1; Д. Бурлюк. 1882-1967. Выставка произведений. СПб., 1995; Евдаев Н. Д. Бурлюк в Америке. М., 2002.
Н. А. Богомолов.