Буше Франсуа

Буше (Boucher) ФрансуаБУШЕ (Boucher) Франсуа (29.9.1703, Париж - 30.5.1770, там же), французский живописец, сценограф, рисовальщик и гравёр. Учился у отца, живописца Никола Буше (около 1671-1743); в 1727-31 жил в Риме. С 1734 года член Королевской академии живописи и скульптуры (в 1765-68 директор); «первый живописец короля» (с 1765). Один из главных мастеров французского рококо, Буше в начале творческого пути испытал влияние А. Ватто (гравировал его картины) и Дж. Б. Тьеполо. Писал картины с мифологическими, пасторальными, жанровыми сценами («Ринальдо и Армида», 1734, Лувр, Париж; «Триумф Венеры», 1740, Национальный музей, Стокгольм; «Купание Дианы», 1742, Лувр, и др.); идиллические пейзажи, выдержанные в мягких серебристо-зелёных тонах («Вид в окрестностях Бове», начало 1740-х годов, Эрмитаж, Санкт-Петербург), портреты (серия портретов маркизы де Помпадур, покровительствовавшей художнику). 1730-50-е годы - период расцвета таланта Буше; он исполнил много декоративных работ по заказам Людовика XV и европейских аристократов, с неистощимой фантазией решая сложные композиционные задачи: в Версале - панно и плафоны для жилых апартаментов дворца («Венера и Вулкан», 1747, ныне Лувр, и др.); для Королевской библиотеки и отеля Субиз в Париже, дворцов Бельвю (1750) и Фонтенбло (1753). В поздних произведениях, с их условным колоритом (обилие оттенков розового и голубого), изысканным сплетением линий и сложными ракурсами, усиливаются свойственные рококо декоративность, чувственность, несколько жеманная грация, впечатление «фарфоровости» фигур; Д. Дидро резко упрекал Буше в бездумной лёгкости и холодности.

Реклама

Много работал как иллюстратор («История Франции» Г. Даниэля, опубликована в 1729; «Сочинения» Мольера, 1734-35, и др.). С 1735 года Буше выполнял картоны для гобеленов - для королевских мануфактур в Бове и Париже (в 1755-65 инспектор), эскизы для фарфоровых изделий Венсеннской и Севрской (1757-67) мануфактур. Оформлял спектакли Королевской академии музыки (опера-балет «Галантная Индия» Ж.Ф. Рамо, 1735; «Персей» Ж. Б. Люлли, 1746; «Кастор и Поллукс» Рамо, 1764, и др.). В последнее десятилетие жизни продолжал много работать над картинами («Поклонение волхвов», 1764, Национальный музей, Версаль), рисунками (в том числе иллюстрации к произведениям Овидия, 1767) и оперными декорациями, неизменно создавая образ счастливого и безмятежного мира. Среди учеников Буше - Ж. О. Фрагонар.

Лит.: Ф. Буше. (Кат. выставки) / Вступ. ст. И. С. Немиловой. Л., 1970; Кузнецов И. А. Ф. Буше. М., 1978; Ananoff А., Wildenstein D. L’opera compléta di F. Boucher. Mil., 1980; Brunel G. Boucher. Р., 1986.