Бузони Ферруччо
БУЗОНИ (Busoni) Ферруччо (1.4.1866, Эмполи, близ Флоренции - 27.7.1924, Берлин), итальянский пианист, педагог, композитор, музыкальный писатель. Происходил из семьи музыкантов: его отец, Фердинандо Бузони, - кларнетист (родом с Корсики), мать, Анна Вайс (Weiss), - австрийская пианистка. Как пианист систематического образования не получил, композицию и контрапункт изучал в Граце (Австрия) под руководством В. Майера. Преподавал фортепиано в Музыкальном институте в Хельсинки (1888-90 годы), профессор Московской консерватории (по классу фортепиано; 1890-91 годы), Новоанглийской консерватории, в Бостоне (1891-1892 годы). С 1894 года жил в Берлине, где с целью пропаганды новой и редко исполняемой музыки организовал «Бузониевские оркестровые вечера» (1902-09 годы). В 1913-14 годах профессор Музыкального лицея в Болонье. С 1920 года профессор берлинской Академии искусств (класс композиции). Среди многочисленных учеников - К. Вайль, П. Грейнджер, Д. Митропулос, Н. Набоков, Э. Петри, Л. Сирота. Неоднократно гастролировал в России, во время его последних выступлений (1912-13 годы) возникла полемика между сторонниками Бузони и гастролировавшего одновременно с ним И. Гофмана.
Реклама
Бузони - один из крупнейших пианистов своего времени, обладавший оригинальной виртуозной техникой. Выдающийся мастер фортепианной транскрипции, главным образом сочинений И. С. Баха, Ф. Листа и В. А. Моцарта. Субъективность интерпретаций, привнесение «романтических вольностей» в авторский текст проявлялись и в некоторых его редакциях, например, 1-го тома «Хорошо темперированного клавира» Баха (эта редакция была популярна в 1-й половине 20 века). Среди обширного композиторского наследия - оперы «Турандот» и «Арлекин» (обе 1917 года), «Доктор Фауст» (1916-24 годы; завершена учеником Бузони - Ф. Ярнахом, поставлена в 1925 году), Контрапунктическая фантазия для 2 фортепиано (1922 год), Концерт для фортепиано с оркестром (1904 год). В книге «Эскиз новой эстетики музыкального искусства» (1907 год, русский перевод – 1912 год) предсказал внедрение в музыкальный язык микрохроматики, использование механических и «электрических» инструментов; поддерживал идеи авангардизма («Музыка рождена быть свободной и ей суждено вновь обрести свободу»).
С 1949 года ежегодно в Больцано (Италия) проводится Международный конкурс пианистов имени Ф. Бузони.
Лит.: Баринова М. Н. Воспоминания о И. Гофмане и Ф. Бузони. М., 1964; Коган Г. Ф. Бузони. 2-е изд. М., 1971.