Бём Теобальд

БЁМ (Böhm) Теобальд (9.4.1794, Мюнхен - 25.11.1881, там же), немецкий флейтист, инструментальный мастер, композитор. С 1812 года артист театрального оркестра в Мюнхене, с 1818 года музыкант Баварской придворной капеллы. В 1821-31 годах гастролировал по Европе, исполняя собственные сочинения. До 1831 года играл на традиционной 8-клапанной поперечной флейте конструкции Грензера. Услышав в 1831 году в Лондоне игру флейтиста Ч. Николсона и ознакомившись с его изысканиями, сконструировал собственную флейту с обратноконической формой ствола и улучшенным клапанным механизмом. Некоторое распространение у исполнителей получила следующая модель (1832 год), с которой Бём выступил 25.4.1833 в зале «Одеон» (Париж). К 1847 году, пройдя курс акустики в Мюнхенском университете, Бём создал более совершенную модель - из металла, со стволом цилиндрической формы, которая отличалась улучшенным тембром по всему диапазону, ярким звуком, выровненной интонацией и новыми виртуозными возможностями. Усовершенствования Бёма, расценённые позднее как реформа, сыграли важнейшую роль в эволюции всех деревянных духовых инструментов. К 1920-м годам флейта Бёма стала практически единственной употребительной моделью в сольном, ансамблевом и оркестровом исполнительстве, а кларнеты и гобои с механикой системы Бёма повсеместно вытеснили инструменты старой конструкции. Автор работ по теории конструкции флейты и игре на ней, а также музыкальных  сочинений (концерта, фантазии, каприсов и этюда для флейты соло, вариаций, салонных пьес и обработок для флейты и оркестра или фортепиано).

Соч.: Über den Flötenbau und die neuesten Verbesserungen desselben. Mainz, 1847; Die Flöte und das Flötenspiel. Münch., 1871.

Лит.: Левин С. Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Л., 1983. Ч. 2.

В. В. Березин.