Бёрдсли Обри Винсент

Бёрдсли, Бердслей (Beardsley) Обри ВинсентБЁРДСЛИ, Бердслей (Beardsley) Обри Винсент (21.8.1872, Брайтон - 16.3.1898, Ментона), английский график и писатель. Одарённый музыкант («пианист-вундеркинд»), Бёрдсли начал рисовать с 4 лет и фактически был самоучкой (лишь в 1892 году недолго посещал Вестминстерскую школу искусств в Лондоне). Несмотря на раннюю смерть, он оставил около 1000 рисунков, отмеченных совершенством исполнения. В ранних работах испытал влияние гравюр А. Дюрера и А. Мантеньи, творчества С. Боттичелли; был близок прерафаэлитам - его «готизирующие» иллюстрации и украшения к роману «Смерть Артура» Т. Мэлори (1893-94) продолжают стиль изданий У. Морриса. Под воздействием японской ксилографии и греческой вазописи создал свою оригинальную манеру, основанную на изощрённо-декоративной линеарности, тончайшей проработке деталей, виртуозной и эффектной игре контрастов чёрного и белого (излюбленная техника Бёрдсли - перовые рисунки тушью - специально рассчитана на воспроизведение фотомеханическим способом). Рисовал для лондонских журналов, в том числе для «The Studio» (1893), «The Yellow Book» (1894-1895), «The Savoy» (1896; в двух последних также художественный редактор), — обложки, портреты, рисунки по мотивам произведений Э. По, Лукиана и др. К лучшим работам принадлежат циклы иллюстраций к трагедии «Саломея» О. Уайльда (1894), «Сатирам» Ювенала (1894-96), комедии «Лисистрата» Аристофана (1896). В поздних рисунках Бёрдсли ощутимо творческое переосмысление французской гравюры 18 века; они представляют собой композицию утончённых арабесок (иллюстрации к поэме «Похищение локона» А. Попа, 1895-96, и комедии «Вольпоне» Б. Джонсона, 1897).

Реклама

Автор повести «Под холмом» [«Under the hill», опубликован в 1904 году; полная версия под названием «История Венеры и Тангейзера» («The story of Venus and Tannhäuser»), опубликован в 1907 году; также иллюстрации к ней], стихотворений, эссе. Эстетизм и визионерство, эротическая символика, ирония и гротеск, индивидуализм и своеобразный нарциссизм делают Бёрдсли одной из ключевых фигур европейского декадентства. Его искусство оказало большое влияние на формирование стиля модерн, в частности на творчество Т. Т. Хейне, Г. Климта, А. Мухи, а также на журнальную и книжную графику мастеров «Мира искусства».

Соч. : Under the hill, and others essays in prose and verses. L., 1904. L., 1977; The letters. L., 1970.

Лит.; Weintraub S. А. Beardsley, imp of the perverse. University Park; L., 1976; О. Бердслей. Рисунки. Проза, стихи, афоризмы, письма. Воспоминания и статьи о Бердслее. М., 1992; Sturgis М. А. Beardsley: а biography. L., 1998; Colvin D. А. Beardsley: а slave to beauty. L., 1998; О. Бердслей. М., 2003.

В. А. Кулаков.