Бытом
БЫТОМ (Bytom), город на юге Польши, в Силезском воеводстве. Население 187,9 тысяч человек (2006). Расположен на Силезской возвышенности, на реках Бытомка (бассейн реки Одра) и Брыница (приток реки Висла), в южной части Верхнесилезского промышленного района, в 15 км к северо-западу от города Катовицы. Узел железных и автомобильных дорог.
Впервые упоминается в 1136 году, городское право получил в 1254 году; с 1281 года - столица одного из удельных княжеств Силезии. С 1289 года в составе Чехии, с 1450 года носил немецкое название Бойтен (Beuthen); в 1526 году перешёл под власть Габсбургов. С 14 века центр добычи серебра и свинцово-цинковых руд. Разрушенный в ходе Тридцатилетней войны 1618-48, Бытом пришёл в упадок. С 1742 года находился под властью Пруссии. Со 2-й половины 19 века крупный промышленный центр Верхнесилезского каменноугольного бассейна. С 1945 года в составе Польши.
Архитектурные памятники 13-20 веков, в том числе костёлы Пресвятой Девы Марии (1530, 1852-76, готика), Святой Троицы (1882-86, неоготика), Святого Войцеха (1258-68, барочный фасад 1783), Святого Яцека (1908-1911, неороманский стиль), часовня Святого Духа (1721); здания регионального суда (1894, неоренессанс), лицея №4 (1901, модерн). Музей Верхней Силезии (основан в 1927 году в Катовице, с 1945 года - в Бытоме), галерея прикладного искусства «Стальные ангелы». Оперный театр (здание 1899-1903, неоклассицизм). Театр танца Силезии. На территории бывших разработок доломита - круглогодичный спортивно-рекреационный центр (спортивная долина «Доломиты»). В северной части города - охраняемый лесной массив Сегет.
Реклама
Добыча каменного угля (6 угольных шахт), свинцово-цинковых руд. Предприятия металлургической, швейной и пищевой промышленности; производство строительных материалов. Быстро растёт число малых и средних предприятий, особенно в сфере торговли и обслуживания населения.
Лит.: Szoltysek М. Slasktakie miejsce na ziemi. Rybnik, 1998.
И. С. Синицина.
и?i1??8? Pj ктерны для Б. ж. у О. Домье. Повседневная жизнь горожан, их труд и отдых - в центре Б. ж. у мастеров импрессионизма. В сер. - 2-й пол. 19 в. жизнь индустриальных рабочих сочувственно изображается в произведениях Ф. М. Брауна, А. фон Мен- целя и К. Менье; тема труда представлена также в творчестве Ф. Брэнгвина,
B. Ван Гога, X. фон Маре, Дж. Се-
гантини, Ф. Ходлера, в итал. веризме. Изнаночный быт мегаполиса 20 в. показан берлинскими графиками Г. Гросом, К. Кольвиц и Г. Цилле, живописцами нью-йоркской «Школы мусорного ведра», нац. уклад - представителями ри- джионализма США, костумбризма и мурализма Лат. Америки, итал. неореализма.
В России Б. ж. складывается лишь в
18 в. Гравюры насыщаются бытовыми эпизодами (А. Ф. Зубов), в живописи
2-й пол. 18 в. создаются как отд. произведения на бытовые темы (И. И. Фирсов, И. И. Бельский), так и целые серии со сценами крестьянской жизни (И. А. Ер- менёв, И. М. Танков и М. Шибанов). Опоэтизирована повседневная жизнь в живописи В. А. Тропинина, А. Г. Венецианова и художников-венециановцев; сатирич. трактовка бытовых тем преобладает в творчестве П. А. Федотова, графике П. М. Шмелькова. Во 2-й пол.
19 в. Б. ж. занимает ведущее место в системе жанров, влияет на структуру историч. жанра, портрета и пейзажа. С Б. ж. передвижников связано развитие критического реализма в отеч. иск-ве (В. Г.
Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, H.A. Касаткин, H.A. Ярошенко, А. Е. Архипов и др.). Одновременно развивается салонный Б. ж., в котором представлен идеализированный быт и прошлого и современности (Ф.А. Бронников, К. Е. Маковский). Уклад провинциальной Руси воспет Б. М. Кустодиевым и М. В. Нестеровым. В скульптуре Б. ж. представлен у М. М. Антокольского, Е. А. Лансере и М. А. Чижова, затем у В. А. Беклемишева, П.П. Трубецкого и С. Т. Конёнкова.
В сов. иск-ве сложились особые формы Б. ж.: офиц. помпезность (В. П. Ефанов), сатирич. осмеяние «старого быта» и его пережитков (Кукрыниксы), героика (живописцы сурового стиля), идил- лич. изображение «счастливой жизни» нового общества (С. В. Герасимов). Ряд выставок АХРР был целиком посвящён бытовой теме. Художники воссоздают жизнь деревни (А. А. Пластов), города (Ю.И. Пименов), семьи (П.П. Кончаловский). Индустриальный быт отражён в картинах П. И. Котова, разл. аспекты детской темы раскрыты Ф. С. Богородским и Ф.П. Решетниковым,
молодёжно-спортивной - А. А. Дейне- кой и С. А. Лучишкиным. Трагизм быта воен. времени представлен в живописи Т. Г. Гапоненко, графике Н. И. Дор- мидонтова и др.; оптимизм послевоенного десятилетия нашёл отражение в произведениях А. И. Лактионова, В. Г. Одинцова и В.Н. Яковлева. Б. ж. широко представлен в скульптуре (Н.Я. Данько, В. В. Лишев, Г. И. Мотовилов). Идеализации сов. быта с 1960-х гг. противостояла иронич. тенденция в произведениях андерграунда и соц-арта. Лит.: Русская жанровая живопись. М., 1961; Langdon Н. Everyday-life painting. Oxf., 1979; Брук Я. В. У истоков русского жанра. XVIII век. М., 1990; Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV- XVII вв. Реальность и символика. М., [1994].
А. М. Муратов.