Бытом

БЫТОМ (Bytom), город на юге Польши, в Силезском воеводстве. Население 187,9 тысяч человек (2006). Расположен на Силезской возвышенности, на реках Бытомка (бассейн реки Одра) и Брыница (приток реки Висла), в южной части Верхнесилезского промышленного района, в 15 км к северо-западу от города Катовицы. Узел железных и автомобильных дорог.

Впервые упоминается в 1136 году, городское право получил в 1254 году; с 1281 года - столица одного из удельных княжеств Силезии. С 1289 года в составе Чехии, с 1450 года носил немецкое название Бойтен (Beuthen); в 1526 году перешёл под власть Габсбургов. С 14 века центр добычи серебра и свинцово-цинковых руд. Разрушенный в ходе Тридцатилетней войны 1618-48, Бытом пришёл в упадок. С 1742 года находился под властью Пруссии. Со 2-й половины 19 века крупный промышленный центр Верхнесилезского каменноугольного бассейна. С 1945 года в составе Польши.

Архитектурные памятники 13-20 веков, в том числе костёлы Пресвятой Девы Марии (1530, 1852-76, готика), Святой Троицы (1882-86, неоготика), Святого Войцеха (1258-68, барочный фасад 1783), Святого Яцека (1908-1911, неороманский стиль), часовня Святого Духа (1721); здания регионального суда (1894, неоренессанс), лицея №4 (1901, модерн). Музей Верхней Силезии (основан в 1927 году в Катовице, с 1945 года - в Бытоме), галерея прикладного искусства «Стальные ангелы». Оперный театр (здание 1899-1903, неоклассицизм). Театр танца Силезии. На территории бывших разработок доломита - круглогодичный спортивно-рекреационный центр (спортивная долина «Доломиты»). В северной части города - охраняемый лесной массив Сегет.

Реклама

Добыча каменного угля (6 угольных шахт), свинцово-цинковых руд. Предприятия металлургической, швейной и пищевой промышленности; производство строительных материалов. Быстро растёт число малых и средних предприятий, особенно в сфере торговли и обслуживания населения.

Лит.: Szoltysek М. Slasktakie miejsce na ziemi. Rybnik, 1998.

И. С. Синицина.

и?i1 ??8? Pj ктерны для Б. ж. у О. Домье. Повседневная жизнь горо­жан, их труд и отдых - в центре Б. ж. у мастеров импрессионизма. В сер. - 2-й пол. 19 в. жизнь индустриальных рабо­чих сочувственно изображается в про­изведениях Ф. М. Брауна, А. фон Мен- целя и К. Менье; тема труда представ­лена также в творчестве Ф. Брэнгвина,

B.   Ван Гога, X. фон Маре, Дж. Се-

 

 

гантини, Ф. Ходлера, в итал. веризме. Изнаночный быт мегаполиса 20 в. пока­зан берлинскими графиками Г. Гросом, К. Кольвиц и Г. Цилле, живописцами нью-йоркской «Школы мусорного вед­ра», нац. уклад - представителями ри- джионализма США, костумбризма и мурализма Лат. Америки, итал. неореа­лизма.

В России Б. ж. складывается лишь в

18 в. Гравюры насыщаются бытовыми эпизодами (А. Ф. Зубов), в живописи

2-й пол. 18 в. создаются как отд. произ­ведения на бытовые темы (И. И. Фирсов, И. И. Бельский), так и целые серии со сценами крестьянской жизни (И. А. Ер- менёв, И. М. Танков и М. Шибанов). Опоэтизирована повседневная жизнь в живописи В. А. Тропинина, А. Г. Вене­цианова и художников-венециановцев; сатирич. трактовка бытовых тем пре­обладает в творчестве П. А. Федотова, графике П. М. Шмелькова. Во 2-й пол.

19 в. Б. ж. занимает ведущее место в сис­теме жанров, влияет на структуру исто­рич. жанра, портрета и пейзажа. С Б. ж. передвижников связано развитие кри­тического реализма в отеч. иск-ве (В. Г.

Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, H.A. Касаткин, H.A. Ярошенко, А. Е. Архипов и др.). Одновременно развива­ется салонный Б. ж., в котором представ­лен идеализированный быт и прошло­го и современности (Ф.А. Бронников, К. Е. Маковский). Уклад провинциаль­ной Руси воспет Б. М. Кустодиевым и М. В. Нестеровым. В скульптуре Б. ж. представлен у М. М. Антокольского, Е. А. Лансере и М. А. Чижова, затем у В. А. Беклемишева, П.П. Трубецкого и С. Т. Конёнкова.

В сов. иск-ве сложились особые фор­мы Б. ж.: офиц. помпезность (В. П. Ефа­нов), сатирич. осмеяние «старого быта» и его пережитков (Кукрыниксы), герои­ка (живописцы сурового стиля), идил- лич. изображение «счастливой жизни» нового общества (С. В. Герасимов). Ряд выставок АХРР был целиком посвящён бытовой теме. Художники воссоздают жизнь деревни (А. А. Пластов), города (Ю.И. Пименов), семьи (П.П. Конча­ловский). Индустриальный быт отра­жён в картинах П. И. Котова, разл. ас­пекты детской темы раскрыты Ф. С. Богородским и Ф.П. Решетниковым,

молодёжно-спортивной - А. А. Дейне- кой и С. А. Лучишкиным. Трагизм быта воен. времени представлен в живопи­си Т. Г. Гапоненко, графике Н. И. Дор- мидонтова и др.; оптимизм послевоен­ного десятилетия нашёл отражение в произведениях А. И. Лактионова, В. Г. Одинцова и В.Н. Яковлева. Б. ж. ши­роко представлен в скульптуре (Н.Я. Данько, В. В. Лишев, Г. И. Мотовилов). Идеализации сов. быта с 1960-х гг. про­тивостояла иронич. тенденция в произ­ведениях андерграунда и соц-арта. Лит.: Русская жанровая живопись. М., 1961; Langdon Н. Everyday-life painting. Oxf., 1979; Брук Я. В. У истоков русского жанра. XVIII век. М., 1990; Соколов М.Н. Бытовые об­разы в западноевропейской живописи XV- XVII вв. Реальность и символика. М., [1994].

А.               М. Муратов.