Бюлер Карл
БЮЛЕР (Вühler) Карл (27.5.1879, Меккесхейм, Баден - 24.10.1963, Лос-Анджелес), немецкий и австрийский психолог. Муж Ш. Бюлер. Учился в университетах Фрайбурга и Страсбура, ученик О. Кюльпе. Профессор университетов Бонна (1909), Мюнхена (1915), Дрездена (1918), Вены (1922). В 1938 году, после фашистской оккупации Австрии, переехал в Норвегию, затем в США. С 1906 года исследовал мышление в рамках вюрцбургской школы, выделяя в нём образы, интеллектуальные чувства и собственно мысли, лишённые чувственно-образного характера. Во время 1-й мировой войны служил военным хирургом. После войны занимался проблемами детской психологии, выделил три уровня в развитии психики: инстинкт, навык и интеллект, связывая последний с актами внезапного понимания («ага-переживание», инсайт). В работе «Кризис психологии» («Die Krise der Psychologie», 1927) Бюлер предложил преодолеть кризис психологии путём синтеза трёх подходов: субъективного (интроспективной психологии), объективного (бихевиоризма) и культурно-исторического (понимающей психологии).
Развивал психологическое направление в языкознании, функциональную лингвистику. Создал «эгоцентрическую концепцию» языкового поля; выделил в языке указательное поле личных местоимений, местоименных наречий и др., которые ставятся говорящим в соответствие коммуникативной ситуации. Считал язык функциональной системой, выделив в нём 3 функции: выражения (экспрессивную), соотносимую с говорящим; обращения (апеллятивную), соотносимую со слушающим; сообщения (репрезентативную), соотносимую с предметом, о котором идёт речь.
Соч.: Handbuch der Psychologie. Jena, 1922; Духовное развитие ребенка. М., 1924; Очерк духовного развития ребенка. М., 1930; Ausdruckstheorie. Jena, 1933; Теория языка: Репрезентативная функция языка. 2-е изд. М., 2000.