Дандарон Бидия Дандарович

ДАНДАРОН Бидия Дандарович (28.12.1914, село Кижинга, Бурятия - 26.10.1974, посёлок Выдрино, там же), российский буддолог и тибетолог, религиозный деятель.

Получил традиционное буддийское образование, обучаясь в дацане, в том числе у своего отца - бурятского религиозного поэта и философа ламы Агвана Силнама Тузол Доржи Шоба (Бадмаева). Ученик известного йога-созерцателя Лубсан Сандана Цыденова (около 1841-1922), основателя «балагатского движения» в Бурятии, реформатора буддизма. В 1920 году Дандарон был объявлен его духовным преемником. В 1934 году Дандарон поступил в Ленинградский институт авиационного приборостроения, одновременно обучаясь тибетскому языку на  восточном факультете ЛГУ и у известного буддийского религиозного деятеля А. Доржиева. В 1937 году арестован по ложному обвинению и приговорён к расстрелу, заменённому 25 годами лагерей. В заключении продолжил своё философское и религиозное образование. В 1943 году освобождён по состоянию здоровья, в 1948 году повторно арестован, реабилитирован в 1956 году. Был в числе авторов письма на имя И. В. Сталина о содействии восстановлению буддийских дацанов в Бурятии. В 1957-1972 сотрудник Бурятского института общественных наук (БИОН). В 1972 году Дандарон был вновь арестован за «антисоветскую» религиозную деятельность. Скончался в заключении.

Реклама

Первый систематический труд по философии - «Необуддизм» - Дандарон написал в лагере. В своей основной работе - «Мысли буддиста» (1970), - охарактеризованной специалистами как «философская энциклопедия для европейцев», Дандарон излагает собственные философские взгляды, сформировавшиеся в значительной степени под влиянием буддийской философской школы виджнянавадинов-йогачаров (смотри Иогачара). Согласно Дандарону, особенность его философской концепции заключалась в том, что она имеет значение только в качестве подхода к практике. В то же время поступательное совершенствующееся развитие мира, по Дандарону, следует рассматривать неразрывно с процессом совершенствования личности и сознания практикующего. В лагере Дандароном была начата «Чёрная тетрадь» - последний философский труд, отражающий буддийские представления о современном мире. В этой работе Дандарон, как и в «Мыслях буддиста», пытается переосмыслить историю европейской культуры, науки и философии в контексте буддийского мировоззрения.

Дандарон - автор ряда трудов в области тибетского и монгольского источниковедения и буддологии - «Описание тибетских рукописей и ксилографов Бурятии» (1960-65), «Источник мудрецов: Парамита и мадхьямака» (1968), а также перевода с тибетского языка книги «История Кукунора. Сочинение Сумба-хамбо» (1972). Совместно с Б. В. Семичовым и Ю. М. Парфионовичем подготовил и издал «Тибетско-русский словарь» (1968). В конце 1950-х годов вместе с Ю. Н. Рерихом участвовал в разработке перспективного плана буддологических исследований в СССР.

Соч.: Aginsky monastery // Encyclopedia of Buddhism. Ceylon, 1961; 99 писем о буддизме и любви, 1956-1959. СПб., 1995; Буддизм: Сборник статей. СПб., 1996; Мысли буддиста. «Черная тетрадь». СПб., 1997.

Лит.: Струговщиков Е., священник Проблема эволюции и буддийская онтология согласно Б. Д. Дандарону // Седьмая буддологическая конференция. Тезисы. СПб., 2000; Lepekhov S. Yu. Philosophical views of В. Dandaron // Buddhism in Asia: Challenges and prospects. Varanasi, 2006.

С. Ю. Лепехов.