Даниил Чёрный

ДАНИИЛ ЧЁРНЫЙ [середина 14 века - ноябрь 1427(1428?), Спасо-Андроников монастырь в Москве (?)], древнерусский живописец. Работал вместе с преподобным Андреем Рублёвым. В известии Троицкой летописи о начале росписи Успенского собора во Владимире (1408) его имя («Данило иконник») упоминается перед именем Андрея Рублёва, что позволяет считать его старшим. Преподобный Иосиф Волоцкий в «Отвещании...» назвал Даниила Черного учителем Андрея Рублёва в искусстве живописи. Судя по фрескам Успенского собора (сохранившимся частично), иконописцы работали в близкой манере. Впервые вопрос о разграничении живописи этих мастеров был поставлен И. Э. Грабарём, который приписал Даниилу Черному композиции жертвенника и южного нефа (под хорами). С. С. Чураков и В. Н. Лазарев считали Даниила Черного автором фресок южного склона центрального нефа («Лоно Авраамово», «Апостолы Пётр и Павел ведут праведников в рай», «Богоматерь с предстоящими ангелами» и др.).

В. А. Плугин видит авторство Даниила Черного в фигурах преподобных Саввы, Макария и пророков на склонах арок южного и центрального нефов; он считает, что многие большие композиции художники писали совместно, и выделяет на них лики и фигуры, принадлежащие тому или иному мастеру; Б. И. Дудочкин и О. С. Попова относят к работе Даниила Черного все фрески в  восточной части храма. Даниилу Черному приписывают также часть икон из иконостаса Успенского собора во Владимире (ныне в ГТГ и ГРМ), хотя документальных сведений об исполнении этого иконостаса Андреем Рублёвым и Даниилом Черным не существует.

Реклама

Даниил Чёрный

Даниил Чёрный (?). «Лоно Авраамово». 1408. Фреска южного склона центрального нефа Успенского собора во Владимире.

В 1420-е годы Даниил Черный, как и Андрей Рублёв, был монахом Спасо-Андроникова монастыря в Москве. В разных редакциях житий преподобных Сергия и Никона Радонежских (1440-50-е годы) сообщается о росписи Даниилом Черным и Андреем Рублёвым (между 1425 и 1428; роспись не сохранилась) Троицкой церкви Троицкого монастыря (ныне Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры) по приглашению игумена Никона. Очевидно, оба мастера участвовали также и в исполнении икон для иконостаса.

Согласно Житию преподобного Никона, Даниил Черный скончался «в старости велицей», вскоре после своего «спостника» Андрея и незадолго до кончины самого Никона, последовавшей 17.11.1427. Однако большинство исследователей считают, что Андрей Рублёв и Даниил Черный на несколько лет пережили преподобного Никона, скончались около 1430 и были погребены в Спасо-Андрониковом монастыре. Прозвище «Чёрный» известно только по «Сказанию о святых иконописцах» рубежа 17-18 веков и считается недостоверным.

Лит.: Грабарь И. Андрей Рублев: Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918-1925 годы // Грабарь И. О древнерусском искусстве. М., 1966; Чураков С. С. Андрей Рублев и Даниил Черный // Советская археология. 1966. №1, Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966; Дудочкин Б. Н. Андрей Рублев: Материалы к изучению биографии и творчества. М., 2000; Плугин В. А. Мастер Святой Троицы: Труды и дни Андрея Рублева. М., 2001.

И. Л. Бусева-Давыдова.