Даниил Заточник

ДАНИИЛ ЗАТОЧНИК (12 или 13 века), предполагаемый автор двух текстуально близких произведений - «Слова» и «Моления» (или «Послания»). В науке господствует мнение о первичности «Слова», написанного, скорее всего, в 12 веке и адресованного новгородскому князю Ярославу Владимировичу (высказывалось также мнение, что первоначально адресатами произведения были Юрий Владимирович Долгорукий или его брат Андрей Добрый). «Моление» создано на основе «Слова» и обращено к князю Ярославу Всеволодовичу. Биография Даниила Заточника известна только из текста самих произведений: Даниил Заточник представляет себя сыном богатых родителей, изгнанным из дома, обнищавшим и обобранным ложными друзьями; прославляя собственную мудрость и утверждая её превосходство над воинской храбростью, Даниил Заточник просит князя избавить его от бедности. Именование Даниила «Заточником» содержится только в заглавии списков, но не в основном тексте; неизвестно, принадлежит ли оно автору и означает ли, что Даниил был узником (слово «заточник» обозначало также подневольного, кабального человека). Социальная принадлежность Даниила Заточника определяется исследователями по-разному: княжеский дружинник, слуга-дворянин, холоп, ремесленник, скоморох или человек, близкий к скоморошеской среде.

Реклама

В «Слове» и «Молении» элементы прошения-жалобы, адресованного князю, сочетаются с чередой изречений (об алчных княжьих слугах, о недобрых боярах, о глупцах, о злых жёнах). Некоторые из этих изречений имеют фольклорный характер, другие - книжного происхождения (из переводного сборника афоризмов «Пчела», из «Повести об Акире Премудром» и т.д.). Прославляя величие князя и сетуя на свои горести, Даниил Заточник прибегает к цитатам и параллелям из Библии; он демонстрирует свою образованность и использует разнообразные риторические приёмы (вопросы, обращения, синтаксический параллелизм, анафору и т.д.).

«Слово» и «Моление» во многом не похожи на другие произведения древнерусской словесности; их смысл, как и личность Даниила Заточника, остаётся неясным. В науке существует мнение, что Даниил Заточник - не реальное историческое лицо, но литературная маска, использованная неизвестным автором для объединения в единое целое разнообразных афоризмов. Высказывалась также гипотеза, что прошение Даниила Заточника имеет комический пародийный характер и аналогично комическим прошениям, существовавшим в византийской литературе.

Изд.: Зарубин Н. Н. «Слово Даниила Заточника» по редакциям XII-XIII века и их переделкам. Л., 1952; Daniil Zatocnik. Slovo е Molenie / Ed. critica а cura di М. Colucci е А. Danti. Firenze, 1977; Слово Даниила Заточника / Подгот. текста, пер. и коммент. Л. В. Соколовой // Памятники литературы Древней Руси. М., 1997. Т. 4: XII в.

Лит.: Модестов Е. О послании Даниила Заточника // Журнал Министерства народного просвещения. 1880. №11; Миндалев П. Моление Даниила Заточника и связанные с ним памятники. Казань, 1914; Гудзий Н. К. К какой социальной среде принадлежал Даниил Заточник? // Сборник статей к 40-летию ученой деятельности академик А. С. Орлова. Л., 1934; Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986; Franklin S. Echoes of Byzantine elite culture in twelfth-century Russia // Byzantium and Europe. Athens, 1987; Соколова Л. В. К характеристике «Слова» Даниила Заточника: (Реконструкция и интерпретация первоначального текста) // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 1993. Т. 46; Бирнбаум Х., Романчук Р. Кем был загадочный Даниил Заточник? (К вопросу о культуре чтения в Древней Руси) // Там же. СПб., 1997. Т. 50; Истрин В. М. Очерк истории древнерусской литературы домосковского периода (XI-XIII вв.). М., 2003.

А. М. Ранчин.