Д’Аннунцио Габриеле

Д’Аннунцио (D’Annunzio) ГабриелеД’АННУНЦИО (D’Annunzio) Габриеле (12.3.1863, Пескара - 1.3.1938, Гардоне-Ривьера), итальянский писатель. Писал на итальянском и французском языках. Учился в Римском университете (1881-83). В 1910-15 году жил в Париже. Участник 1-й мировой войны; 12.9.1919, не признав Версальский мирный договор 1919 года, во главе вооруженного отряда захватил порт Фиуме (ныне Риека, Хорватия), являвшийся предметом спора между Италией и Югославией, и стал его фактическим диктатором. Склонный трактовать политическое событие как эстетический жест, Д’Аннунцио в 1920-е годы приветствовал как Октябрьскую революцию 1917, так и фашистский режим; к концу жизни испытал разочарование в политике Б. Муссолини. С 1921 года и вплоть до кончины жил на собственной вилле Витториале (берег озера Гарда).

Печатался с 1879 года. В ранней поэзии Д’Аннунцио сочетаются черты символизма и импрессионизма: сборник стихов «Новая песнь» («Canto novo», 1882). Музыкальность, метрическая и стилистическая изощрённость, обилие мифологических реминисценций характерны для наиболее значительных из поэтических сочинений Д’Аннунцио - сборник «Альциона» («Alcyone», 1903-12).

Реклама

В ранних новеллах, позднее включённых в сборник «Пескарские рассказы» («Le novelle della Pescara», 1902), Д’Аннунцио близок к традиции веризма; последующее творчество писателя - в русле европейского декаданса. Чувственная картина жизни аристократического общества представлена в трилогии «Романы Розы» («Romanzi della Rosa»): «Наслаждение» («Il Piacere», 1889), «Невинный» («L’Innocente», 1892, экранизация Л. Висконти - 1976) и «Триумф смерти» («Trionfo della morte», 1894), где апология ренессансной культуры (интерпретированной в духе прерафаэлитов) сочетается с влиянием идей Ф. Ницше, Р. Вагнера, М. Барреса, О. Шпенглера. Интерес Д’Аннунцио к творчеству Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского отразился в романе «Невинный», а также в повести «Джованни Эпископо» («Giovanni Episcopo», 1892), хотя криминальный сюжет трактован здесь в духе массовой литературы. Антибуржуазный, аристократический характер творчества Д’Аннунцио особенно выражен в наиболее политизированном из его романов - «Девы скал» («Le vergini delle rocce», 1895). Роман «Пламя» («Il Fuoco», 1900), насыщенный литературными, живописными и музыкальными  реминисценциями и отразивший любовь поэта к актрисе Э. Дузе, предвосхитил утвердившуюся затем в литературе 20 века жанровую модель культурологического романа. Роман «Может быть, да, может быть, нет» («Forse che si, forse che no», 1910) - редкий образец прозы футуризма. После 1-й мировой войны Д’Аннунцио пишет сочинения мемуарного и экспериментального характера; прославляя войну как «освобождающую и творческую силу» [роман-эссе «Сотни и сотни страниц Тайной книги Габриэле Д’Аннунцио, пытающегося умереть» («Cento е cento е cento е cento pagine del Libro secreto di Gabriele D’Annunzio tentato di morire», 1935)], он смыкается с Ф. Т. Маринетти и его последователями.

Первые драматические опыты Д’Аннунцио относятся к концу 1890-х годов: значительно обновляющая театральную эстетику и почти лишённая сюжета, определённого места и времени действия пьеса «Сон весеннего утра» («Sogno d’ un mattino di primavera», 1898); трагедия «Мёртвый город» («La cittâ morta», 1896), сочетающая символистскую поэтику с традициями классического театра; историческая трагедия «Франческа да Римини» («Francesca da Rimini», 1902). Наиболее значительное из драматических сочинений Д’Аннунцио - «пасторальная трагедия» «Дочь Иорио» («La figlia di Iorio», 1904). Музыку к драме «Мученичество св. Себастьяна» («Le Martyre de Saint Sebastien», 1911) написал К. Дебюсси.

На русский язык переводился с 1893 года. В начале 20 века творчество Д’Аннунцио пользовалось в России исключительной популярностью; его влияние ощущается в поэзии А. А. Блока, Н. С. Гумилёва, К. Д. Бальмонта, ранней прозе М. Горького.

Соч.: Tutte le opere. Mil., 1947-1950. Vol. 1-3; Собр. соч.: В 2 т. М., 1994.

Лит.: Осоргин М. М. Последние книги Д’Аннунцио // Очерки современной Италии. М., 1913; Goudet J. D’Annunzio romanziere. Firenze, 1976; Потапова 3. М. Облик итальянского декаданса в прозе Д’Аннунцио // Проблемы литературного развития Италии второй половины XIX - начала XX вв. М., 1982; Woodhouse J. G. D’Annunzio: arcangelo ribelle. Roma, 1999; Andreoli А. II vivere inimitabile: vita di G. d’Annunzio. Mil., 2000; Pupino А.R. D’Annunzio: letteratura е vita. Roma, 2002; Чекалов К. А. Г. Д’Аннунцио и итальянская литература «конца века» // Зарубежная литература конца XIX - начала XX в. М., 2003.

К. А. Чекалов.