Дацан

ДАЦАН (от тибетского grwa-tshang), первоначально в тибетском, монгольском, бурятском, калмыцком буддизме название факультетов учебного заведения при монастырях; позднее в бурятском буддизме - название самого монастыря.

Дацан предназначается для жизни и религиозной практики монахов, входящих в общину - сангху, а также для обучения молодых послушников (хувараков). В соответствии с этими целями, дацаны традиционно делятся на «учебные» (тибетский - шадда) и «отшельнические» (дубда). В Бурятии и Туве встречаются дацаны только первого типа. С точки зрения типологии застройки различаются дацаны «хуре» с кольцевым планом (характерным для стоянок кочевников), дацаны «сумэ» китайского типа с регулярным планом смежных дворов, дацаны «хит» тибетского типа (в горных областях) с главным храмом на вершине горы.

Согласно правилам, дацан возводится обычно в отдалении от населённых мест, вблизи водоёмов и представляет собой прямоугольное огороженное место, строго ориентированное по сторонам света. В центре находится соборный храм (цокчен-дуган), где проводятся ежедневные службы при участии всех монахов. Вокруг центрального дугана могут располагаться дуганы отдельных факультетов: цаннит, жудба (акпа), дуйнкор, жедор, ламрим и манба, на которых изучались философия, логика, астрология, медицина и другие дисциплины. Помимо храмов-факультетов как внутри ограды, так и за её пределами могут располагаться храмы-сумэ (лхаканы), посвящённые культу отдельных божеств. Рядом с цокченом обычно воздвигаются субурганы (санскритский - ступа, тибетский - чортен) - культовые сооружения, рассматриваемые как символическая вертикальная модель Вселенной, представляющие собой реликварии или мемориалы.

Реклама

Первые дацаны в Бурятии и Туве размещались в войлочных юртах, обычно при ставке правителя родовых этнических групп, и перекочёвывали вместе с ней. В 1741 году основан Цонгольский (Хилгантуйский) дацан - первый стационарный дацан в Забайкалье.

В конце 1930-х годов, в результате антирелигиозной политики советской власти, все дацаны в СССР были закрыты или разрушены. Многие ламы и активные верующие из мирян были подвергнуты репрессиям, физически уничтожены; значительное число успело эмигрировать. В начале 21 века в Бурятии, в Усть-Ордынском Бурятском и Агинском Бурятском автономных округах, в Калмыкии и Туве возрождены и действуют ряд дацанов.

Лит.: Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. СПб., 1887. Элиста, 1993; Барадин Б. Буддийские монастыри // Orient. СПб., 1992. Вып. 1.

С. Ю. Лепехов; Н. А. Виноградова (типология застройки).