Дэ

ДЭ (китайский - добродетель, благодать, а также качество, дарование, достоинство, достояние, доблесть, [моральная] сила, [природная] потенция, полнота, внутреннее совершенство, закономерность), одна из фундаментальных категорий китайской культуры и философии, манифестация дао. Иногда отождествлялась с океанийской маной, латинской virtus (добродетель), индийской кармой и шакти, использовалась для передачи буддийского понятия гуны. В самом общем смысле обозначает основное качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи, то есть индивидуальную «благодать». Поскольку специфику человека китайские мыслители конфуцианского толка обычно усматривали в способности придерживаться «должной справедливости» (и) и «благопристойности/этикета/ритуала» (ли), дэ в основном понималось как «добродетель», хотя могло означать, подобно греческому «арете», чисто телесные достоинства. Будучи индивидуальным качеством, дэ относительно (в отличие от всеобщего и потому абсолютного дао), поэтому «благодать» для одних может негативно оцениваться другими. То, что для конкретного индивида является его «частной», или «отдельной», благодатью, например, незаконное обогащение, с точки зрения «общей благодати» оценивается как «нечестивая», «тёмная», «развратная» или «плохая благодать». Во взаимоотношениях между разными дэ «благодать» «благородного мужа» доминирует над «благодатью» «ничтожного человека», как ветер - над травой («Лунь юй»). Идеальна гармония между дэ правителя и подданных, выражаемая главным тезисом конфуцианского канона «Да сюэ» об общественном благоустройстве как «высветлении светлой благодати в Поднебесной», которое предполагает предварительное духовное и телесное самосовершенствование личности. Как «внутреннее», органичное и естественное качество дэ составляет основную оппозицию «внешней» физической силе, насилию, наказаниям и закону. Сочетание у дэ - «пять благодатей» со времён Цзоу Яня (3 век до нашей эры) синонимично у син - «пяти элементам».

Реклама

Восходящие к сочинениям «Лунь юй» и «Чжуан-цзы» конфуцианские и даосские трактовки дэ развивались в русле эволюции концепций дао. В современном языке бином «дао - дэ» передаёт понятие «мораль, нравственность». Сунь Ятсен в 1924 году при открытии военной академии Вампу воспел «единую благодать» (и дэ) в песне, ставшей сначала гимном Гоминьдана, а потом Китайской Республики (1937) и наследовавшего ей государства на Тайване. К идеалу дэ возвратились и современные идеологи в КНР.

Лит.: От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М., 1998. Смотри также литературу при статьях Дао, Даосизм.

А. И. Кобзев.