Де Филиппо

Де ФилиппоДЕ ФИЛИППО (De Filippo) Эдуардо (псевдоним; настоящая фамилия Пассарелли, Passarelli) (24.5.1900, Неаполь - 31.10.1984, Рим), итальянский драматург, режиссёр, актёр. Сын актёра Э. Скарпетты, в 1904-1910 годах исполнял небольшие роли в постановках его труппы («Гейша» и др.). В 1910-20-х годы играл в труппах Э. Альтьери, П. Виллани и др. В 1931 году вместе с братом Пеппино и сестрой Титиной основал Юмористический театр (с 1945 «Театр Эдуардо»), где ставил пьесы Л. Пиранделло и свои собственные. В 1954 году Де Филиппо восстановил разрушенный во время 2-й мировой войны неаполитанский театр «Сан-Фердинандо», пригласив ведущих итальянских актёров и назвав труппу «Скарпеттиана»; в театре шли пьесы диалектального театра 19 века. Снимался в кино с 1932 года («Трое мужчин во фраках», «Травиата 1953 года», «Девушки с площади Испании», «Золото Неаполя» и др.). Как кинорежиссёр дебютировал в 1939 году («В полях упала звезда»); придерживался поэтики неореализма («Призраки», 1954; «Фортунелла», 1958, и др.). С 1955 года работал на телевидении. С 1959 ставил оперные спектакли, в том числе «Пробный камень» Дж. Россини (Милан, «Пиккола Скала») и «Нос» Д. Д. Шостаковича (Флоренция, фестиваль «Музыкальный май»). Преподавал в Римском университете. В 1981 году пожизненно избран сенатором.

Реклама

Как драматург дебютировал в начале 1920-х годов. Автор 55 комедий на итальянском литературном языке и неаполитанском диалекте. В ранних сочинениях - «Человек и джентльмен» («Uomo е galantuomo», 1922), «Сик-Сик, мастер чудес» («Sik-Sik, l’artefice magico», 1929) и др. - сочетаются элементы фарса и комедии дель арте, к персонажам которой Де Филиппо позднее вернулся в комедию «Сын Пульчинеллы» («II figlio di Pulcinella», 1957). Наиболее значительное произведение довоенного периода - «Рождество в доме Купьелло» («Natale in casa Cupiello», 1931). Тема кризиса традиционного семейного уклада на фоне социальной деградации послевоенной Италии развивается в пьесах «Неаполь - миллионовер» («Napoli milionaria!», поставлен 1945; экранизирована автором в 1950; в русском переводе - «Неаполь - город миллионеров», 1959) и «Филумена Мартурано» («Filumena Marturano», 1947; экранизирована автором в 1951; повторную экранизацию осуществил В. Де Сика в 1964 году под названием «Брак по-итальянски»). Пьеса «Де Преторе Винченцо» («De Pretore Vincenzo», 1957) по сюжету перекликается с фильмом Ч. Чаплина «Малыш». В комедиях Де Филиппо нередко используется приём «театра в театре» [«Великая магия» («La grande magia», 1948), «Искусство комедии» («L’arte della commedia», 1965), «Цилиндр» («Il cilindro», 1966), «Экзамены никогда не кончаются» («Gli esami non finiscono mai», 1973)]. Среди других пьес Де Филиппо - исторический мюзикл о восстании Мазаньелло «Томмазо Д’Амальфи» («Tommaso D’Amalfi», 1963). Последнее сочинение Де Филиппо - перевод на неаполитанский диалект драмы «Буря» У. Шекспира (1984). Театр Де Филиппо отличает острая характерность, взаимодействие драматической и комедийной составляющих, заимствованная из диалектального театра динамика ситуаций, особая музыкально-ритмическая организация действия; ему присуще также унаследованное от Л. Пиранделло переплетение иллюзии и реальности, психологизма и условности.

Соч.: Мэр района Санита. М., 1962; Театр. М., 1983; Cantata dei giorni dispari. 6 ed. Torino, 1995. Vol. 1-3; Cantata dei giorni pari. 5 ed. Torino, 1998.

Лит.: Молодцова М. М. Э. Де Филиппо. Л.; М., 1965; Di Franco F. Il teatro di Eduardo. Bari, 1975; Bisicchia Е. Invito alla lettura di Ed. De Filippo. Mil., 1982; Barsotti А. Eduardo drammaturgo. 2 ed. Roma, 1995; Скорнякова М. Г. Э. Де Филиппо и неаполитанский театр. М., 2006.

Е. В. Фейгина.