Дефляция (в торговле)

ДЕФЛЯЦИЯ, устойчивое снижение цен на товары, услуги и факторы производства; понятие, противоположное инфляции. Причиной дефляции может быть шок со стороны совокупного спроса или предложения (смотри Шок экономический). В первом случае падение цен происходит одновременно с падением спроса на товары и услуги и сокращением выпуска, во втором - оно может сочетаться с ростом производства. Непосредственно дефляция может быть вызвана превышением совокупного предложения над совокупным спросом (дефляционный разрыв), сжатием денежной массы в результате политики центрального банка, бюджетным профицитом, сокращением внешнего спроса, значительной завышенностью курса национальной валюты.

Наиболее частая причина дефляции - опережающий рост предложения товаров по сравнению с предложением денег. Если рост спроса на деньги опережает рост предложения денег, то увеличивается процентная ставка и происходит сокращение инвестиционного и, в меньшей степени, потребительского спроса, спроса на труд; как следствие, падает уровень заработной платы и цен. От дефляции выигрывают кредиторы и проигрывают должники, соответственно она ведёт к росту числа банкротств.

Дефляция  достаточно часто имела место во 2-й половине 19 века, когда действовал золотой стандарт и растущий спрос на деньги не мог удовлетворяться из-за ограничений со стороны предложения денег, определявшегося масштабами золотодобычи. Наиболее разрушительными последствия дефляции были в период Великой депрессии (1929-33). В последнее время дефляции наблюдалась в Японии (1998-2003) и Китае (1998-99 и 2002).

Для борьбы с дефляцией могут применяться стимулирующие меры бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики (рост государственных расходов, снижение налогов и увеличение денежной массы), но при этом необходимо избегать инфляционных последствий. В России ныне, по оценкам МВФ, риск дефляции минимален.

Лит.: Deflation: determinants, risks, and policy options. Wash., 2003.

М. Ю. Головнин.