Декаданс

ДЕКАДАНС (французский décadence - упадок), термин, использующийся для общей характеристики состояния литературы и искусства конца 19 - начала 20 века. В качестве синонимичных ему в 1-й половине 20 века фигурировали понятия «fin de siècle» (французский «конец века»), «Jahrhundertwende» (немецкий «смена века»), «закат Европы», «европейская ночь», «кризис культуры» и др. Термин возник во Франции в 1830-е годы, первоначально употреблялся критиками романтичного искусства; распространение получил в 1870-80-е годы (братья Гонкур, П. Верлен и др.) для обозначения образно-стилистических явлений, воспринимаемых как выражение изощрённо индивидуалистического, «антибуржуазного» начала в искусстве и литературе (новации импрессионизма и символизма, идеи элитарности искусства, эротизации творчества, увлечение оккультизмом, культ смерти, порока, демонизма). Черты декадентского стиля проявились в творчестве писателей А. А. Блока, П. Верлена, К. Гамсуна, С. Георге, 3. Н. Гиппиус, Ж. К. Гюисманса, Г. Д’Аннунцио, У. Б. Йейтса, С. Малларме, М. Метерлинка, Д. С. Мережковского, А. Стриндберга, О. Уайльда; композиторов К. Дебюсси, А. Н. Скрябина, А. Шёнберга, Р. Штрауса; художников Л. С. Бакста, А. Бёклина, О. Бёрдсли, Г. Моро, Г. Климта, О. Редона, П. Пюви де Шаванна и др.

Реклама

Благодаря Ф. Ницше термин приобрёл культурологическое значение: декаданс был отождествлён с общим кризисом христианской Европы, постренессансного индивидуализма, трагедией «художника-Гамлета», существующего в разрыве времени и грезящего о «начале нового века». В 20 веке понятие «декаданс» стало поводом для острой полемики о назначении творчества, при этом употреблялось непоследовательно, в одном ряду со смежными терминами (символизм; модерн - в Германии, Австро-Венгрии; авангард - во Франции; модернизм - в Великобритании, США). Русская религиозно-философская критика начала 20 века находила в декадансе и его адептах (прежде всего символистах) реакцию на приземлённость позитивизма, основание для поиска через творчество положительного религиозного мировоззрения. В советской идеологии декаданс, трактуемый на основании работ К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, И. В. Сталина, суммарно обозначал ущербное искусство эпохи кризиса империализма, противопоставляемое нормативно понимаемым реализму (социально-обличительное буржуазное искусство), социалистическому реализму, а также авангардизму 1910-х годов (левацкое западное искусство, эпатажно деформирующее буржуазную традицию). Зарубежный марксизм 20 века (В. Беньямин, Б. Брехт, Т. Адорно), разделяя с советским марксизмом представление о кризисности декаданса, находил в декадентах (под влиянием Л. Д. Троцкого) пионеров «авангарда» - революционного обновления жизни и творчества, освобождения от всякого канона, тоталитарного диктата. Для англо-американских гуманитариев 1950-70-х годов (Л. Триллинг, И. Хау, М. Брэдбери и др.), выстроивших модель культуры 20 века на основании концепта модернизма (понимаемого в широком смысле как принцип творческого и эстетического плюрализма эпохи «смерти богов»), декаданс - этап развития открытого романтизмом опыта вненормативного творчества, окончательно утвердившегося в литературе и искусстве 20 века.

Лит.: Sydow Е. von. Die Kultur der Dekadenz. Dresden, 1921; Praz М. The Romantic Agony. L., 1933; Sedlmayr Н. Verlust der Mitte. Salzburg, 1948; Literarische Manifeste den Jahrhundertwende, 1890-1910. Stuttg., 1970; Modernism: 1890-1930. Harmondsworth, 1976; Schorske С. Fin-de-siècle Vienna: politics and culture. N. Y., 1980; Annoni С. II decadentismo. Brescia, 1982; Reed J. Decadent style. Athens, 1985; Marguèze-Pouey L. Le mouvement décadent en France. Р., 1986; Сälinescu М. Five faces of modernity. Durham, 1987; The fin de siècle: а reader in cultural history, 1880-1900. Oxf., 2000; Вейдле В. В. Умирание искусства. М., 2001; Толмачев В. М. Рубеж XIX-XX вв. как историко-литературное и культурологическое понятие // Зарубежная литература конца 19 - начала 20 в. 2-е изд. М., 2007. Т. 1.

В. М. Толмачёв.