Деконструктивизм (в архитектуре)

ДЕКОНСТРУКТИВИЗМДЕКОНСТРУКТИВИЗМ в архитектуре, направление, сложившееся в начале 1980-х годов. Деконструктивизм выступил против рационалистических канонов модернизма, обратившись к неиспользованным возможностям конструктивизма. Теоретики деконструктивизма трактуют архитектурное творчество как форму исследовательской работы, раздвигающей границы архитектуры; разрабатывают основы новой поэтики, во многом сходной с методом деконструкции текста, практикуемым в литературоведческом деконструктивизме. Архитектура деконструктивизма рассматривает материальный объект как текст - связную последовательность знаков, допускающую возможность его интерпретации, свободного прочтения. Этапы творческого процесса архитектора-деконструктивиста зафиксированы в формуле американского архитектора С. Тайгермана «конструкция - деконструкция - реконструкция»: за мысленным рассыпанием (деконструкцией) исходного прототипа (конструкции) следует его последующая восстанавливающая интерпретация (реконструкция), ставящая своей целью совмещение реконструируемого образа с исторически новым состоянием культуры. Сюжетом такой деконструкции - реконструкции служит главным образом архитектура авангарда 1920-х годов и модернизма 1960-х годов. Другая идея деконструктивизма, разработанная его ведущим теоретиком архитекторы П. Эйзенманом, - независимость формы от функционального назначения. Вниманию к проблемам формы соответствует ряд специфических приёмов, в числе которых - перенесение прототипа в другой контекст, многослойные наложения различных структур, смещение смысловых акцентов с ядра на периферию, демонтаж, инверсии, искажения, сюрреалистическая окраска построек, подчёркнутое соединение красивого и безобразного, нарушения привычного геометрического порядка (взрывчатые, пламенеющие, осколочные, запутанные формы) и др. Одно из программных произведений деконструктивизма - проект павильонов парка Ла-Виллетт в Париже архитектора Б. Чуми (1979-89), в котором выделен «линейный» слой (на основе живописи В. В. Кандинского и П. Клее), слой «точек» (характерная для модернизма решётка с точечными объектами «фоли» в духе фантазий Я. Г. Чернихова), слой «плоскостей», символизирующих «город» (представлен участками неправильной формы с замощением в сероватых тонах). Павильоны связаны 3-километровой галереей («кинематическим променадом»). Разные слои состыкованы случайно, что отражает идею разрывности, принципиального отсутствия цельности в современном парке. Принципы деконструктивизма разрабатываются также в творчестве архитекторов Ф. Гери, 3. Хадид, Р. Кулхаса, деконструктивизм Либескинда, деконструктивизм Агрест, архитектурных групп «Кооп-Химмельблау», «Морфозис», «Аркитектоника». Консолидирующим событием для направления стала выставка «Архитектура деконструктивизма» в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1988, организована Ф. Джонсоном и М. Вигли).

Реклама

ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ

Деконструктивизм. Киноцентр в Дрездене. 1998. Группа «Кооп-Химмельблау».

Лит.: Eisenman Р. The end of classical // Perspecta. 1984. Vol. 21. Р. 154-172; Johnson Ph., Wigley М. Deconstructivist architecture. N. Y., 1988; Broadbent G. Deconstruction: а student guide. L., 1991; Иконников А., Карпов В. Деконструктивизм // Архитектура и градостроительство: Энциклопедия. М., 2001; Norris С. Deconstruction: theory and practice. 3rd ed. L., 2002; Добрицына И. А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: архитектура в контексте современной философии и науки. М., 2004.

И. А. Добрицына.