Делакруа Эжен
ДЕЛАКРУА (Delacroix) Эжен (Фердинанд Виктор Эжен) (26.4.1798, Шарантон-Сен-Морис, близ Парижа - 13.8.1863, Париж), французский живописец, график, член Французской академии (1857). Родился в семье дипломата и государственного деятеля. По окончании Императорского лицея в Париже поступил в мастерскую П. И. Герена (1816), затем в Школу изящных искусств (1817). Изучал в Лувре старых мастеров (Тициана, П. Веронезе, П. П. Рубенса), а также творчество современников - Ж. Л. Давида, А. Гро. Был дружен с Т. Жерико, влияние которого ощутимо в ранней картине Д. «Данте и Виргилий» («Ладья Данте», 1822, Лувр, Париж), поразившей современников микеланджеловской мощью образов, мрачным трагизмом. Смелая живописная манера, независимость творческой позиции Делакруа резко противостояли академическому классицизму. Его произведения пронизаны энергией эпохи, дают представление о её атмосфере и настроениях: «Резня на Хиосе» (1823-1824, Лувр), «Греция на развалинах Миссолунги» (1826, Музей изящных искусств, Бордо) посвящены трагической борьбе греков за национальную независимость; под непосредственным впечатлением Июльской революции 1830 года написана «Свобода на баррикадах» («Свобода, ведущая народ», 1830-31, Лувр), где Делакруа изобразил себя среди защитников баррикады.
Реклама
В 1825 году Делакруа совершил путешествие в Англию, где ознакомился с искусством Дж. Констебла, Р. Бонингтона, присутствовал на многих представлениях пьес У. Шекспира. Будучи крупнейшим представителем французского романтизма, Делакруа обращался преимущественно к драматическим сюжетам, необычным ситуациям, сильным характерам; многие его творческие замыслы вдохновлены литературой - сочинениями Данте, И. В. Гёте (17 литографий по мотивам «Фауста», 1827-28, одобренные самим поэтом), В. Скотта («Убийство епископа Льежского», 1829, Лувр), Шекспира («Смерть Офелии», 1844, Лувр; серия литографий «Гамлет», 1834-47, и др.). Творчеством Дж. Байрона навеяно гигантское полотно «Смерть Сарданапала» (1827, Лувр), в котором цвет (сочетания интенсивного кроваво-красного и золотистого тонов) приобретает активную эмоциональную выразительность и драматизм. Делакруа интересовался новейшими открытиями науки в области цвета, изучал зависимость его от освещения, принципы взаимодействия цветов, законы рефлексов, дополнительных тонов и т.д., предвосхитив некоторые открытия импрессионизма.
Отвечая общему для романтизма интересу к истории (расцвет исторической драмы, романа), чувству сопричастности великим событиям, Делакруа создавал исторические полотна - «Казнь дожа Марино Фальери» (1826, собрание Уоллес, Лондон), «Битва при Пуатье» (1830, Лувр), «Взятие крестоносцами Константинополя» (1840-41, там же) и др. Делакруа отразил и свойственный романтикам интерес к Востоку: в 1832 году в составе посольства Франции он совершил путешествие в Марокко, затем посетил Алжир и Испанию. Результатом поездок явились альбомы зарисовок и серия картин, в которых Делакруа предстаёт одним из главных мастеров французского ориентализма («Алжирские женщины», 1833-34, Лувр; «Султан Марокко», 1845, Музей изящных искусств, Тулуза; «Львиная охота в Марокко», 1854, Эрмитаж, Санкт-Петербург,и др.).
Декоративное дарование Делакруа раскрылось в циклах монументальных росписей, исполненных в Париже - в Бурбонском (1833-47) и Люксембургском (1840-1846)дворцах, церкви Сен-Сюльпис (1849-1861), в Лувре (плафон галереи Аполлона, 1850-51). В своём «Дневнике», который Делакруа вёл с 1822, он описал впечатления от встреч с современниками, многие из которых позировали ему для портретов (Ф. Шопен, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Жорж Санд). Новаторское искусство Делакруа вдохновляло многих художников 19-20 веков своими исканиями в области цвета, свободой живописной манеры, ярким темпераментом.
Э. Делакруа. «Борьба Иакова с ангелом». Роспись. Закончена в 1861. Церковь Сен-Сюльпис (Париж).
Соч.: Correspondance générale / Ed. А. Joubin. Р., 1936-1938. Vol. 1-5; Мысли об искусстве, о знаменитых художниках. М.,1960; Дневник. М., 1961. Т. 1-2; Further correspondence, 1817-1863 / Ed. L. Johnson. Oxf., 1991; Souvenirs d’un voyage dans le Maroc. Р., 1999.
Лит.: Кожина Е. Ф. Э. Делакруа: Альбом. М., 1961; она же. Романтическая битва. Л., 1969; Гастев А. А. Делакруа. М., 1966; Mras G. Р. Е. Delacroix’s theory of art. Princeton, 1966; Roger-Marx С. L’univers de Delacroix. Р., 1973; Дьяков Л. А. Э. Делакруа. М., 1979; Johnson L. The paintings of Е. Delacroix. Oxf., 1981-2002. [Vol.] 1-6. Supplements; Georgel Р., Rossi Bortolatto L. Tout l’œuvre peint de Delacroix. 2 éd. Р., 1984; Wilson-Smith Т. Delacroix: а life. L., 1992; Davies Е. Portrait of Delacroix. Edinburgh, 1994; Жюллиан Ф. Э. Делакруа. М., 1996; Jobert В. Delacroix. Р., 1997; Rautmann Р. Delacroix. Р., 1997; Serullaz М. Delacroix. Р., 1998.
В. В. Стародубова.