Делоне Робер

Делоне (Delaunay) РоберДЕЛОНЕ (Delaunay) Робер (12.4.1885, Париж - 25.10.1941, Монпелье), французский живописец, график, сценограф. В 1902-1904 годах занимался в парижской студии сценографа Э. Ронсена. Обратился к живописи в 1904, под влиянием мастеров понт-авенской школы, неоимпрессионизма, а также П. Сезанна; увлёкся эффектами «симультанного цветового контраста» («Натюрморт с вазой», 1907, Национальный музей современного искусства, Париж; автопортреты). К 1909-11 относятся серии городских пейзажей («Сен-Северен», «Города», «Эйфелева башня»; огромное полотно «Город Париж», 1910-12, Национальный музей современного искусства), в которых кубистически расчленённые формы включаются в экспрессивные динамические композиции. Знакомство с В. В. Кандинским, участие в мюнхенской выставке «Синий всадник» (1911) положили начало многолетним связям Делоне с немецкими художниками; в 1912 он примкнул к кубистической группировке «Золотое сечение». С 1912 Делоне обратился к беспредметной живописи, став (вместе с женой, С. Делоне-Терк) основоположником орфизма, одной из форм европейского абстракционизма. В серии «Окна» (1912) композиции выстраиваются из призматических форм, в гранях которых мерцают отражения невидимых предметов; в сериях «Диски» и «Круговые формы» (1912-13) контрастные цвета создают оптическую иллюзию движения. Абстрактные картины Делоне - чисто пластические конструкции, исключающие какое-либо метафизическое истолкование.

Реклама

В 1914-20 супруги Делоне жили в Португалии и Испании, где сотрудничали с Русским балетом Дягилева («Клеопатра» А. С. Аренского, 1918; декорации Делоне, костюмы - С. Делоне-Терк). Вернувшись в Париж в 1920, Делоне сблизился с дадаистами, оформил спектакль «Le Coeur à gaz» Т. Тцара (1923). В 1920-е годы создавал также реалистические портреты своих друзей (А. Бретон, Т. Тцара, Л. Арагон, В. В. Маяковский и др.). В 1930-х годах был членом ассоциаций «Круг и Квадрат», «Абстракция-Творчество»; вновь обратился к абстракции (серии «Чистые ритмы», «Бесконечные ритмы» и др.), занимался печатной графикой, плакатом. Выполнил (совместно с С. Делоне-Терк) ряд монументально-декоративных работ для Всемирной выставки в Париже (1937).

Соч.: Du cubisme à l’art abstrait / Éd. Р. Francastel. Р., 1957; The new art of color: the writings of R. and S. Delaunay. N. Y., 1978; Zur Malerei der reinen Farbe: Schriften, 1912-1940. Мünch., 1983.

Лит.: Vriesen G., Imdahl М. R. Delaunay. Licht und Farbe. Кöln, 1967; Dorival В. R. Delaunay. Р., 1975; Buckberrough S. А. R. Delaunay. The discovery of simultaneity. Ann Arbor, 1982; Molinari D. R. Delaunay, S. Delaunay. Р., 1987; Bernier G., Schneider-Maunoury М. R. et S. Delaunay, naissance de l’art abstrait. Р., 1995; R. Delaunay: 1906-1914, de l’impressionnisme à l’abstraction. (Cat.). Р., 1999.

В. А. Крючкова.