Демиург
ДЕМИУРГ (греческий δημιουργός - ремесленник, мастер),
1) мифологический персонаж, основной герой космогонических мифов, создатель космических и культурных объектов и людей. Процесс создания обычно изображается как ремесленное изготовление, демиург предстаёт как кузнец (древнегреческий Гефест, финский Ильмаринен, грузинский Пиркуши, германский Вёлунд и др.), гончар (древнеегипетский Хнум и др.) или ткач; с мифами о демиурге обычно связан религиозный статус этих ремесленных профессий. Часто демиург выступает как помощник верховного божества. В других мифологиях образ демиурга развивается в представление о Боге-творце, создающем мир через магическое превращение или называние; часто подчёркивается неучастие творца в последующих судьбах мира (так называемый deus otiosus - отдыхающий бог), его недоступность для контактов с людьми (эту роль в таких случаях исполняют низшие боги). Смотри также Культурный герой.
2) Термин древнегреческой философии. Введён Платоном в диалоге «Тимей». Демиург - «творец и отец этой Вселенной», создатель низших богов, мировой души и бессмертной части человеческой души, он творит Космос из совечной ему материи («кормилицы», «восприемницы», «пластической массы»), наделённой вечным беспорядочным движением, взирая на вечный первообраз-парадигму - эйдос. В этом его отличие от Бога теистических религий, творящего мир из ничего: ни материя, ни первообраз от демиурга не зависят. Кроме того, он не всесилен: стремлению Ума-демиурга устроить всё «как можно лучше» противостоит сопротивление материи в виде детерминистической «необходимости» (ананке). Демиург «Тимея», очевидно, тождествен «причине соединения» предела и беспредельного (формы и материи) - прообразу «действующей причины» Аристотеля - в платоновском «Филебе». Аристотель подчёркнуто игнорировал демиурга «Тимея» при изложении платоновского учения и употреблял термин «демиург» только в прямом значении «ремесленник, мастер» (единственное возможное исключение - ранний диалог «О философии»). Филон Александрийский отождествляет демиурга с логосом, Нумений - с Умом-Нусом, называя его «вторым богом» (сравни также Герметический корпус 1,9: «Ум породил другой ум - демиурга»). Радикальный дуализм гностицизма, полагающий материю абсолютным злом, завершается признанием некогда «благого» платоновского демиурга источником мирового зла: у Валентина демиург помещается не только ниже плеромы эонов, но и ниже низшей Софии-Ахамот, в «психической» сфере, и творит мир, не зная эйдосов. Идея «злого демиурга» была объектом полемики Плотина в его споре с гностиками («Эннеады» II 9, 6).
Реклама
Лит.: Légido Lopez М. El problema de Dios en Platon. La teologia del demiurgo. Salamanca, 1963; Ambelain R. La notion gnostique du démiurge, dans les Ecritures et les traditions judéо-chrétiennes. Р., 2002.
А.В. Лебедев (философия).