Деонтология (учение о должном)
ДЕОНТОЛОГИЯ (от греческого δέον, родительный падеж δέοντος - долг, обязанность, правильность и ...логия), наука или учение о должном. Термин впервые употреблён И. Бентамом в качестве синонима этики в целом («Деонтология, или Наука о морали» - «Deontology or The Science of morality». Vol. 1-2. 1834), однако впоследствии приобрёл более узкое и специальное значение. В современной философии деонтология обычно трактуется как этика долга, отличная от этики добра. Основанием для такого разграничения является наличие в морали двух формально и функционально разных способов декларирования нравственной позиции - в виде императивов, выражающих долженствование или запрет, и в виде оценок, выражающих одобрение или осуждение. И. Кант, отстаивающий логический приоритет, «первичность» долга перед добром, утверждал, что само понятие добра производно от понятия долга: «добром» мы называем именно то, чего требует долг; попытка же определить добро помимо долга даст нам лишь эмпирическое представление о предмете удовольствия, но не понятие о моральном добре самом по себе. Сходную позицию занимает и современный деонтологический интуитивизм (У. Росс, Ч. Брод и др.). Деонтология отрицает необходимость учитывать мотивы, цели и последствия того или иного поступка для квалификации его вообще как морального: нравственная специфика поступка определяется исключительно побудительным импульсом, «энергией» долга, а не тем, ради чего он совершается. Этим утверждением деонтология противополагает себя телеологической и консеквенциальной этике, в частности гедонизму и утилитаризму.
Л. В. Максимов.